Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образа мышления. Педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей, повышенному чувству долга и ответственности. С момента возникновения этой профессии за ней закрепилась, прежде всего, воспитательная, единая и неделимая функция.
Бог создал великое чудо – человека. Он дал ему жизнь, вдохнул в него душу… и выпустил человеческую лодку в безбрежный океан жизни. Буря и непогода, шторм и сотрясения подстерегают человека на этом трудном пути. Но есть тот, кому небезразлична его судьба, кто волнуется, переживает, закрывает от невзгод своим крылом. Это Учитель. Он всегда рядом. Это он с доброй улыбкой встречает маленького человека, переступившего порог школы. Это он с тревогой заглядывает в наполненные страхом ребячьи глаза, читает в них немой вопрос и ласково успокаивает. Это он в моменты душевного переживания ребенка приходит на помощь, откликается, лечит душевную рану, радуется победам ребенка, возможно, больше, чем он сам. И его сердце бьется в унисон маленькому сердцу. Учитель – это воспитатель и наставник. В этом его гражданско-человеческое предназначение. Ведь на протяжении многих лет учитель, передавая свой опыт, помогает нам осваивать жизнь и знания, вкладывая в нас частичку своей души. Он «лепит» нас словно из пластилина, закладывая нравственные и духовные начала. Поэтому благодаря во многом педагогу мы можем назвать себя настоящим человеком, со всеми присущими нам положительными качествами.
Учитель русского языка и литературы Мария Федотьевна Катунина 65 лет посвятила делу воспитания подрастающего поколения.Её отличает особая преданность избранной профессии, стремление воспитать всесторонне развитого человека, доброта и доброжелательность. Труд для неё является духовной потребностью, а занятия с детьми –дело всей её жизни.
- Мария Федотьевна, расскажите, пожалуйста, о себе.
- С самого раннего детства я чувствовала себя счастливой: родилась в дружной семье железнодорожника. Мне постоянно помогали во всём два надёжных брата и две старшие сестры. Моя мама никогда не работала, охотно занималась домашним хозяйством и с любовью воспитывала вместе с папой своих желанных детей.
В 1954 году я успешно закончила Ржавскую железнодорожную школу № 11, а затем поступила в Курский государственный педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Правда, на заочное отделение, но никогда об этом не пожалела.Совмещать учёбу и работу было, конечно, нелегко, но очень полезно и интересно. 27 октября 1954 года – мой первый рабочий день в качестве старшей пионервожатой в Ржавской восьмилетней школе Пристенского района. Этот день является в моей жизни самым значимым и запоминающимся.
- Почему Вы выбрали именно эту профессию?
- Каждый знает о том, что жизнь сложна, таинственна, непредсказуема, интересна во всех её проявлениях. Я очень сочувствую тем людям, которые свою профессию выбирают в последний год обучения в школе. О том, что я обязательно буду работать учителем, знала всегда. Мне повезло, что в начальной школе меня учила Степанова Зоя Петровна. Она была не только настоящим педагогом, но и талантливой личностью.
- Мария Федотьевна, поведайте нам, пожалуйста, о своей трудовой деятельности.
- Воспитание – это постоянный поиск, это творческий непокой. Работа учителя не знает повторений. Дети такие разные и чем - то одинаковые: у них голубые или карие, но обязательно озорные, живые глаза. А характеры! Спокойные и непоседы, неугомонные и серьёзные, вдумчивые и пытливые. И к каждому нужен свой подход, свой ключик. Только тогда откроется для тебя душа этого человека, появится доверительный открытый взгляд. И ученик посвятит тебя в самые сокровенные тайны. Если же ребёнок не встретит такого воспитателя, то он прячется в «шалашик Интернета». А там он берёт совсем не то, что нужно для его нравственного развития. И тогда мы удивляемся тому, почему, скажем, Саша Иванов в 8 классе стал таким…
Трудовую деятельность я начала рано. Охотно работала старшей пионервожатой. Закончив Тульскую межобластную школу комсомольских работников, я два года возглавляла школьный отдел Пристенского райкома комсомола. Более десяти лет в СОШ № 1 п. Пристень занимала должность заместителя директора по воспитательной работе.
Директор школы Дмитрий Романович Сафонов ещё более укрепил моё желание работать учителем русского языка и литературы. Я ему бесконечно благодарна. Всех директоров, с которыми мне довелось работать, я не могу назвать: их не один десяток. Скажу откровенно: все они очень уважительно ко мне относились. Каждый из них служил для меня настоящим примером во всём. Мне судьба сделала в очередной раз подарок: на сегодняшний день я работаю в двух школах: в Луговской ООШ и Верхне-Ольшанской ООШ. И ту, и другую школу возглавляют прекрасные руководители. Они молоды, перспективны и целеустремлённы. С чувством уважения называю их имена — это Александр Викторович Никулин и Александр Викторович Ивахненко.
- Не жалеете, что выбрали педагогическую стезю? Какими качествами должен обладать педагог?
- Безусловно, не жалею. Мои ученики – это моя жизнь. У нас с ними тёплые отношения и взаимопонимание. Во главу своей работы беру личностно ориентированный подход. Никогда одного ученика не сравниваю с другим. Я не согласна с тем, когда говорят, что в условиях малокомплектных школ мешает работать низкая динамика детей. С учениками строю почти на всех уроках постоянный диалог, добиваюсь партнёрства учителя и ученика, взаимную ответственность за полученный результат на уроке, не допускаю конфликтных ситуаций. В этом мне помогает гуманная педагогика. Я всем сердцем люблю свою работу, а поэтому, знаю: поступила верно.
Мои воспитанники не только постигают школьные знания, но и мы вместе ходим на природу, наслаждаясь пением птиц и красотой окружающего мира. Большинство из моих учеников трудолюбивые и любознательные, пьют родниковую воду и дышат чистым воздухом. Мы вместе высаживаем молодые ёлочки и яблоньки. В век компьютерных технологий и всевозможных инноваций мои учащиеся умело пользуются Интернетом, не забывая книгу. Они любят театр, поэзию, некоторые из них сами пишут стихи и прозу, любят малую родину, охотно занимаются волонтёрством. Учитель должен быть, прежде всего, человеком с большой буквы: любить ученика, понимать его, всегда помнить возрастную психологию и физиологию. Постараться быть здоровым и обязательно счастливым.
Каждый день, как обычно, Мария Федотьевна спешит к своим ученикам, чтобы сеять в их еще неокрепшие души разумное, доброе, вечное. Благодаря любимой работе она полна сил, энергии и оптимизма, с ней легко общаться, её уважают коллеги, ученики и их родители.
Я с особой теплотой вспоминаю свои школьные годы. Каждый учитель, который давал мне знания, уникален и дорог мне по-своему, но особое место в моей жизни занимают Светлана Владимировна и Мария Федотьевна Катунины, которые привили мне не только любовь к поэзии, но и к литературе в целом. Они хорошие педагоги, добрые и отзывчивые люди, которые всегда помогут, подскажут и посоветуют, за что я им очень благодарна.
Древняя мудрость гласит: «Велик тот учитель, который исполняет дело, чему учит, владеет всеми секретами своей профессии, потому что добросовестно и успешно проходит все ее ступени». Можно с уверенностью сказать, что Мария Федотьевна Катунина всецело отдаёт себя избранному делу.
27 октября Мария Федотьевна отметила прекрасную юбилейную дату – 65 лет трудовой деятельности. Пусть Ваш талант, доброта и душевная щедрость, уважаемая Мария Федотьевна, еще долго остаются маяком для всех учителей и учеников, а Ваш образ - примером для подражания.
Материал подготовила
Татьяна ГОЛЬЦОВА