Губернатор Александр Михайлов подписал постановление, которым утверждается порядок применения критериев при определении очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Подробнее об этом рассказала первый заместитель регионального комитета ЖКХ и ТЭК Светлана Яковченко:
- В соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов должна включать в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта, а также перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется исходя из критериев, которые устанавливаются в регионе.
В первоочередном порядке региональной программой будет предусмотрен капремонт в многоквартирных домах, где требовалось его проведение на дату приватизации первого жилого помещения, при условии, что такой ремонт не проводился. А также в тех домах, в которых капитальный ремонт требуется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества.
Для организации системы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Курской области принят областной закон от 22.08.2013г. № 63-ЗКО «О вопросах организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области». Статьей 12 указанного закона установлены четыре критерия очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Для использования критериев при разработке и утверждении региональной программы и исполнения норм, установленных законодательством, разработан Порядок применения критериев при определении очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Применение указанного порядка позволит систематизировать очередность домов в разрезе муниципальных образований.
Основными критериями с наибольшей весомостью являются: более длительный срок эксплуатации многоквартирного дома и более ранняя дата последнего проведения капитального ремонта (по каждому объекту общего имущества). Эти критерии с учетом требований, установленных Жилищным кодексом, наиболее полно отражают потребность в проведении капитального ремонта. Также при наличии соответствующих документов учитывается наличие деформации несущих конструкций.
Сумма всех баллов с учетом коэффициентов значимости критерия по каждому дому будет определять очередность проведения капитального ремонта в региональной программе.
Поэтому при проведении мониторинга технического состояния многоквартирных домов, как на стадии формирования региональной программы, так и при ее дальнейшей актуализации, необходимо уделять внимание достоверности предоставляемой информации.
Информация для жителей многоквартирных жилых домов Пристенского района
В декабре 2012 года вступил в действие Федеральный закон от 25.12.2012 N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», который возложил на собственников помещений многоквартирных домов обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а на органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления - обязанность по организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общедомового имущества в многоквартирном доме.
Федеральный закон установил общие положения формирования системы финансирования и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусматривающие правила формирования фондов капитального ремонта, общие требования к деятельности региональных операторов по финансированию и обеспечению проведения капитального ремонта, к планированию и организации проведения капитального ремонта соответствующей региональной программой, положения о контроле, мониторинге и применении мер финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджета муниципального образования.
В целях создания системы финансирования капитального ремонта Федеральным законом устанавливается обязательный платеж на капитальный ремонт дома и закрепляется механизм накопления средств на эти цели. Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме будут обязаны осуществлять формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома посредством внесения ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. При этом собственникам предоставляется право выбрать один из предлагаемых Федеральным законом способов:
- либо формирование фонда на специальном счете, открытом в кредитной организации;
- либо формирование фонда на счете (счетах) регионального оператора.
Также следует отметить, что способ формирования фонда может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Для реализации требований Жилищного кодекса муниципальные образования Пристенского района подготовили сведения по многоквартирным домам, расположенным на их территории. В нашем районе четыре муниципальных образования, имеющих на своей территории многоквартирные дома, в том числе: п. Пристень - 30 домов; п. Кировский -19 домов; МО «Сазановский сельсовет», с. Сазановка - 1 дом; МО «Ярыгинский сельсовет», п. Комсомольский - 1 дом.
Всего в многоквартирных домах проживает 1434 человека.
Региональная программа капитального ремонта будет содержать перечень всех многоквартирных домов региона, перечень работ по капитальному ремонту, сроки их проведения.
В Курской области уже проводится работа по созданию фондов капитального ремонта, приняты нормативные правовые акты, устанавливающие порядок организации капитального ремонта и минимальный размер взноса на капитальный ремонт, порядок контроля за формированием и расходованием фонда капитального ремонта и обеспечением контроля за деятельностью регионального оператора.
Принят Закон Курской области от 22.08.2013 года № 63-ЗКО «О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области». Постановлением Администрации Курской области создана некоммерческая организация «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области».
Необходимо отметить, что Региональный оператор создан в форме юридического лица, расходы на административно-хозяйственную деятельность которого финансируются за счет взносов учредителя (областного бюджета), соответственно данная структура в отличие от управляющих компаний будет под контролем Администрации Курской области.
Региональный оператор обеспечивает заключение договоров на формирование фонда капитального ремонта и выполнение капитального ремонта общедомового имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений, выставляет платежные документы собственникам помещений многоквартирного дома, в отношении которых фонд капитального ремонта формируется на счетах регионального оператора, аккумулирует средства, ведет их учет в разрезе каждого собственника, выполняет функции технического заказчика (разрабатывает проектно-сметную документацию, отбирает в установленном Администрацией Курской области порядке подрядную организацию для проведения капитального ремонта, обеспечивает контроль за проведением работ и приемку выполненных работ, их финансирование).
Жилищным кодексом определен перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, оказание и выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в МКД; утепление и ремонт фасада; установку коллективных (общедомовых) приборов учета; ремонт фундамента многоквартирного дома. Дополнительный перечень работ по капитальному ремонту уже установлен статьей 14 областного закона.
Конечно, большинство наших жителей будут волновать вопросы, куда пойдут их деньги, насколько эффективно ими будут управлять и что они за них получат в итоге.
Конкретные тарифы на капитальный ремонт каждый регион определяет самостоятельно. Минимальный взнос на капитальный ремонт по Курской области составит от 5,2 до 6,2 рубля за квадратный метр, в зависимости от степени благоустройства дома. От уплаты взносов будут освобождены только жители домов, которые находятся в аварийном состоянии и подлежат сносу.
Принятие и реализация положений Жилищного кодекса Российской Федерации позволит создать систему проведения капитальных ремонтов многоквартирных жилых домов, обеспечить нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в вопросах капитального ремонта многоквартирных домов и повысить уровень безопасности проживания граждан Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме могут выбрать способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом в Российской кредитной организации, с капиталом не менее 20 млрд. рублей, или на счете регионального оператора. При выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете общее собрание собственников помещений обязано принять решение: о размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт, но не менее минимального размера взноса, установленного Администрацией Курской области; перечне и сроках работ по капитальному ремонту, но не менее перечня и не позднее сроков их проведения, установленных региональной программой капитального ремонта; о владельце специального счета, которым может быть определен региональный оператор; кредитной организации, для открытия специального счета. Важно понимать, что этот способ рассчитан только на дома, где есть инициативные и грамотные собственники. Когда настанет срок проведения ремонта (например, через 5-10 лет), жители, проголосовавшие за этот вариант формирования фонда капремонта, будут сами выбирать подрядчика, заказывать и оплачивать работы и, самое главное, сами контролировать качество. Это потребует много времени и сил. Кроме того, все их действия должны осуществляться в соответствии с установленными требованиями и будут контролироваться соответствующими государственными органами.
Необходимо отметить, что формирование фондов капитального ремонта на счетах регионального оператора имеет явные преимущества. Во-первых, это выполнение всех функций, начиная от выписки квитанции, отбора подрядных организаций и заканчивая контролем за выполнением работ профессионалами, содержание которых обеспечивается за счет средств областного бюджета. Все те же функции, выполняемые ТСЖ и ЖСК самостоятельно, будут производиться за счет средств собственников.
B. Зенин, первый зам. главы Администрации района