Так в годы Великой Отечественной войны была названа железнодорожная ветка «Ржава- Старый Оскол».В 1943 году на Курском выступе шли ожесточенные бои, к весне в сторону фронта шла всего одна железнодорожная линия «Касторная – Курск». Она обслуживала пять армий Центрального и три Воронежского фронтов. Такое положение осложняло снабжение войск, особенно частей и соединений Воронежского фронта, который вообще не имел своих железнодорожных коммуникаций.
8 июня 1943 года Государственный комитет обороны принял постановление по докладу Военного Совета Воронежского фронта о строительстве железнодорожной ветки «Старый Оскол –Ржава».
Был определен срок - с 15 июня по 15 августа 1943 года. Строительство было возложено на УВВР-3, входящего в состав Воронежского фронта с персональной ответственностью генерала- майора А. П. Кабанова. Начальником строительных работ был назначен командир 19-й железнодорожной бригады полковник А. Н. Ткачев.
Строительство начиналось с нуля. Проекта не существовало. Рельеф местности неизвестен. А все работы предстояло выполнить в очень короткий срок. Вот несколько красноречивых цифр: необходимо было разработать около миллиона кубометров грунта, возвести 52 моста, уложить 164 километра путей.
Средний темп сооружения железной дороги составлял около 3 километров в сутки. Это было выдающимся достижением.
Катастрофически не хватало стройматериалов, рельсов, шпал, а самое главное - не хватало людей.
Военные железнодорожники укладывали железнодорожное полотно, но надо было копать, носить, трамбовать землю, и все эти работы легли на хрупкие плечи женщин, подростков, стариков.
От каждого района выдвинулась колонна на строительство. Всего за сутки второй секретарь Пристенского райкома партии И. П. Громов и первый секретарь Пристенского райкома комсомола М. Ф. Богомазова сформировали пристенскую колонну из 875 человек. Участница строительства дороги Степанова И. Д. вспоминает: «Списки составляли с Марией Федоровной вдвоем, я как секретарь с трудом успевала, машинки тогда пишущей даже не было, писали от руки, и всю ночь шли добровольцы».
17 километров сложного профиля от ст. Сараевка до ст. Сазановка определили за строителями пристенской колонны.
Е. А. Крыгина, награжденная за участие в строительстве медалью «За трудовую доблесть», вспоминала: «Участок был трудный – дорога проходила через небольшой овраг глубиной три-четыре метра. Нужно было вначале засыпать овраг, а потом уже продолжать остальные работы. Работали по четверо: двое копали, двое носили землю. Не хватало носилок, носили в фартуках и в мешках. Вручную трамбовали землю. Помогали солдатам разносить шпалы, да и рельсы укладывали. Наша сотня была очень дружная – рано строем выходили на работу и работали дотемна, забывая о сне и отдыхе».
Жительницы нашего района - участники тех событий Кочергина А. Е., Сурина Л.М., Зюкина С.И вспоминали: «На пятый день стройки противник обнаружил скопление людей и техники, начались бомбежки. Отбомбят фашисты, и снова девчата за работу. Норма продуктов была 400 граммов хлеба, 50 граммов крупы из общего котла и одна чайная ложка сахара в сутки. Распухали руки, ноги, но со своего участка работы никто не уходил, зная, что от каждого зависит победа».
23 июня 1943 г. строители пристенской колонны обратились к участникам строительства с призывом досрочно сдать новую железнодорожную ветку. Призыв был подхвачен и принят. За 32 дня была построена дорога.
За отличную работу пристенская колонна была награждена переходящим Красным знаменем Курского обкома партии.
386 жителей Курской области - участников строительства были награждены орденами и медалями СССР.
Благодарные потомки никогда не забудут о подвиге, совершенном строителями ж.д.ветки «Старый Оскол –Ржава». Символом и напоминанием о массовом патриотизме простых русских людей является часовня в пос. Пристень, памятник в с. Ильинка, фрагмент железнодорожного полотна, находящийся в сквере музея «Командный пункт Воронежского фронта» как экспонат под открытым небом.
В экспозиции музея – экспонаты, рассказывающие о дороге и ее строителях, собраны в экспозиционный комплекс.
С 1 июля по 18 июля т. г. в музее работает временная выставка «Солдаты трудового фронта» (индивидуальное посещение).
Надежда Хугаева,
научный сотрудник музея