Зачем эта математика нужна?
«Зачем нужна вообще эта математика», «как в жизни мне могут пригодиться уравнения, различного рода выражения, тождества, синусы, косинусы и т.д.», «считать умею, и хватит, а остальное мне не нужно». Наверное, для учителя математики эти детские вопросы хорошо знакомы, не так ли? Так зачем же нужна математика?
Давайте проанализируем нашу историю. Тут мы заметим, что любой выдающийся философ (да и не только) обязательно был хорошим математиком – Сократ, Аристотель, Ломоносов и другие. Математика представляет собой одну из важнейших составляющих духовной культуры общества. Культура, как материальная, так и духовная, основывается на познании мира. Познание – это не просто одна из основных частей культуры: это ее главная опора и фундамент. И состоит оно не в простом накоплении сведений, а прежде всего, в существующих в мире закономерностей, упорядоченностей, в том числе и весьма сложных. Вот тут-то нам и необходима наша любимая математика, чтобы разобраться в этом многообразии различных процессов.
Во всех гуманитарных науках и гуманитарных областях практической деятельности – таких как юриспруденция, финансы и т.п. – приходится иметь дело с абстрактными понятиями. Но ничто так не развивает культуру абстрактного мышления как математика. А логическое рассуждение? Сходство между юридическими и математическими доказательствами прямо-таки бросаются в глаза. Я думаю, юристы со мной согласятся, что, не имея за плечами хорошей математической базы, из них вряд ли получатся хорошие специалисты.
В наше время некоторые гуманитарные науки используют математические идеи и законы, и область их применения постоянно расширяется. Примером тому является логика – наука по существу математическая, и в то же время остается гуманитарной. Также сюда можно отнести математическую лингвистику, статистику.
Решая различного рода задачи, уравнения, тождества, мы, прежде всего, развиваем себя, свою личность, ум, логику, умение ориентироваться в жизни и пространстве. Мы как бы накидываем на мир «координатную сеть», которая помогает нам в нем ориентироваться. Дети в силу своего возраста не осознают этого, и здесь им должны помочь родители.
После всего сказанного хочется сделать вывод, что тот, кто не обладает хотя бы элементарной математической подготовкой, не может быть по-настоящему культурным человеком. Математическая культура сама по себе является неотъемлемой частью культуры. С одной стороны математика дисциплинирует ум, приучает к систематическому, упорядоченному мышлению, с другой – развивает воображение, интуицию, сообразительность. Известны слова Д. Гильберта о человеке, который сначала был математиком, а потом стал поэтом: «Чтобы заниматься математикой, у него было слишком мало воображения».
М. Сойникова,
учитель Котовской ООШ.