Как недавно сообщила «Российская газета», Минфин РФ обнародовал данные на 1 июня 2015 года о размерах государственного долга субъектов ЦФО. Из приведенной таблицы следует, что по данному показателю, имея в виду минимальный размер госдолга, Курская область занимает вторую строчку после Владимирской области из 16-ти регионов (без учета Москвы и Московской области) с показателем 6,7 миллиарда рублей. А, к примеру, соседи-белгородцы набрали 40,83 миллиарда рублей заемных средств, Воронежская область – 28,92 млрд. рублей, Калужская – 26,29 млрд. рублей.
Как считают в региональном комитете финансов, нынешняя экономическая ситуация в стране диктует необходимость очень взвешенной и точно выверенной стратегии ведения бюджетной политики. Образно говоря, сейчас важно беречь каждый казенный рубль и стремиться к тому, чтобы он работал на конкретный результат и приносил максимальную отдачу.
По итогам 2014 года государственный долг Курской области составил 8,0 млрд. рублей или 29,8 процентов от норматива, установленного бюджетным законодательством. Аналогичный же среднероссийский показатель - 35,4 процента. Существенной поддержкой для нашего региона стало принятое Минфином России решение о выделении дополнительной финансовой помощи субъектам РФ для частичного замещения долговых обязательств по коммерческим кредитам. Полученные в апреле текущего года Курской областью бюджетные кредиты в размере 3,0 млрд. рублей по ставке 0,1 процента годовых позволили досрочно погасить «дорогие» банковские кредиты и на 150 млн. рублей снизить расходы на обслуживание госдолга.
Одновременно Правительством Российской Федерации и Министерством финансов Курской области была реструктурирована задолженность по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета в 2010-2011 годах на строительство и ремонт дорог. Срок их возврата наступал в апреле 2015 года.
Для сокращения расходов на обслуживание госдолга наша область активно использовала механизм привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете областного бюджета через территориальный орган Федерального казначейства. Этот принцип позволяет регулировать возникающие в ходе исполнения бюджета кратковременные кассовые разрывы без привлечения дорогих банковских кредитов и тем самым сэкономить 163 млн. рублей на расходах по обслуживанию долга.
На данный момент величина государственного долга Курской области находится на экономически безопасном уровне, на 1 июля 2015 года она составляла 6,8 млрд. рублей. Основную долю в структуре госдолга занимают недорогие кредиты из федерального бюджета - 69 процентов к общему объему, банковские кредиты составляют 29 процентов, госгарантии - 2 процента.
Взвешенная долговая политика администрации нашего региона предусматривает привлечение заемных средств для финансирования дефицита областного бюджета и погашения долговых обязательств только при крайней необходимости и с правом досрочного погашения, соблюдением бюджетных ограничений по дефициту, самому госдолгу и расходам на его обслуживание.
Практика же, жизненный опыт убеждают нас в том, что в трудные, малопрогнозируемые времена с финансами следует обращаться максимально аккуратно. И как не раз отмечал губернатор Александр Михайлов всегда вернее «по одежке протягивать ножки». Данный принцип помогает не стать банкротом, как в масштабе региона, так и каждой семье в отдельности.