Курская земля - свидетель многих событий, повлиявших на ход российской истории. Курская дуга стала наиболее мощным подтверждением того, что эта легендарная, овеянная воинской славой земля никогда не покорится врагу, каким бы сильным и коварным он ни был.
В 1943 году на Курском выступе шли ожесточенные бои, к весне в сторону фронта шла всего одна железнодорожная линия «Касторная – Курск». Она обслуживала пять армий Центрального и три Воронежского фронтов. Такое положение осложняло снабжение войск, особенно частей и соединений Воронежского фронта, который вообще не имел своих железнодорожных коммуникаций.
8 июня 1943 года Государственный комитет обороны принял постановление по докладу Военного Совета Воронежского фронта о строительстве железнодорожной ветки «Старый Оскол–Ржава». Был определен срок - с 15 июня по 15 августа 1943 года. Строительство было возложено на УВВР-3, входящего в состав Воронежского фронта с персональной ответственностью генерала-майора А. П. Кабанова. Начальником строительных работ был назначен командир 19-й железнодорожной бригады полковник А. Н. Ткачев.
Строительство начиналось с нуля. Проекта не существовало. Рельеф местности неизвестен. А все работы предстояло выполнить в очень короткий срок. Вот несколько красноречивых цифр: необходимо было разработать около миллиона кубометров грунта, возвести 52 моста, уложить 164 километра путей.Строительство начиналось с нуля.
Средний темп сооружения железной дороги составлял около 3 километров в сутки. Это было выдающимся достижением.
Катастрофически не хватало стройматериалов, рельсов, шпал, а самое главное - не хватало людей.
Военные железнодорожники укладывали железнодорожное полотно, но надо было копать, носить, трамбовать землю, и все эти работы легли на хрупкие плечи женщин, подростков, стариков.
От каждого района выдвинулась колонна на строительство. Всего за сутки второй секретарь Пристенского райкома партии И. П. Громов и первый секретарь Пристенского райкома комсомола М. Ф. Богомазова сформировали пристенскую колонну из 875 человек. 17 километров сложного профиля от ст. Сараевка до ст. Сазановка определили за строителями пристенской колонны.
23 июня 1943 г. строители пристенской колонны обратились к участникам строительства с призывом досрочно сдать новую железнодорожную ветку. Призыв был подхвачен и принят. Дорога была построена за 32 дня.
За отличную работу пристенская колонна была награждена переходящим Красным знаменем Курского обкома партии.
386 жителей Курской области - участников строительства были награждены орденами и медалями СССР.
Участницей подвига, совершенного строителями железнодорожной ветки «Старый Оскол-Ржава», была и моя прабабушка Пигорева Анисья Григорьевна. В те страшные сороковые жила она в селе Прилепы. Сегодня ее уже нет в живых, но ее рассказы мы помним по сей день. Вот что она рассказывала: «Немцы, захватив наш поселок, дошли и до нашей деревни. Фашисты ходили по домам и забирали продукты у мирного населения. Зима 1943 года выдалась очень холодной. Линия фронта проходила совсем рядом с селом. Во время боев я, будучи молодой девушкой, с другими односельчанами спасала раненых бойцов. Мы на санках возили их в госпиталь, который находился в Черновце». Было очень страшно, немцы вели непрерывный обстрел. Анисья Григорьевна с подругами прятались в воронках от снарядов. Но все-таки они продолжали спасать раненых советских солдат, многие из которых были еще и обморожены.
12 февраля 1943 года был освобожден наш поселок. Было очень трудное время. Разруха и голод. Но люди не просто выстояли, они продолжали помогать стране бороться с захватчиками.
После освобождения поселка от фашистских войск Анисья Григорьевна участвовала в строительстве железной дороги «Ржава – Старый Оскол», которая была построена в очень короткий срок – всего за 32 дня. Люди не щадили своих сил, чтобы приблизить долгожданную победу! Прабабушка была награждена медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг». А послевоенное время всю жизнь трудилась в родном колхозе «Искра» села Прилепы.
Чем больше мы будем знать об уроках истории, и о войне в том числе, тем бдительнее будем, тем больше будем ценить мирную жизнь, уважать память павших, быть благодарными тому поколению людей, которые победили врага. Боль о погибших - это вечная скорбь нашего народа. И стереть из памяти всё, что было на войне, нельзя, так как “это нужно не мёртвым, это нужно живым”, то есть, всем нам, и моему поколению в том числе.
Павел Маханев,
студент КГУ