- Элеонора Петровна, поясните, что ждет пользователей ККТ в 2018 году?
- В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2017 № 337-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», второй этап перехода на онлайн-кассы, который изначально планировался для отдельных категорий налогоплательщиков с 01.07.2018, теперь разбит на два подэтапа. С указанной даты обязаны применять ККТ организации и индивидуальные предприниматели,применяющие ЕНВД и ПСН (розничная торговля, в том числе подакцизными товарами; оказание услуг общественного питания - с использованием наемного труда). До 01.07.2019 г. отсрочено применение ККТдля организаций и индивидуальных предпринимателей на ЕНВД и ПСН, оказывающих услуги и выполняющих работы, в том числе осуществляющих розничную торговлю и оказывающих услуги общественного питания (без использования наемного труда).
- Расскажите про налоговый вычет при покупке ККТ.
- В Федеральном законе от 27.11.2017 №349-ФЗ указано, что с 01.01.2018 индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД и ПСН, вправе уменьшить сумму налога на сумму расходов на приобретение ККТ, включенной в реестр контрольно-кассовой техники, в размере не более 18000 руб. на каждый экземпляр, если ККТ зарегистрирована в налоговых органах с 01.02.2017 по 01.07.2019. Что касается индивидуальных предпринимателей на ЕНВД и ПСН, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, оказывающих услуги общественного питания и имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры на дату регистрации ККТ, то они смогут уменьшить сумму налога на сумму расходов на приобретение ККТ, включенной в реестр контрольно-кассовой техники, в таком же размере (не более 18000 руб. на каждый экземпляр), если ККТ зарегистрирована в налоговых органах с 01.02.2017 по 01.07.2018. Также добавлю, что в расходы на приобретение ККТ включаются затраты на покупку кассового аппарата, фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, выполнение сопутствующих работ и оказание услуг, в том числе затраты на приведение ККТ в соответствие с требованиями Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”.
- Когда нужно начинать налогоплательщикам заботиться о переходе на новый порядок применения ККТ?
- В 2017 г. на рынке возникло превышение спроса над предложением, и образовался дефицит фискальных накопителей. В связи с этим налогоплательщики, которые обязаны применять онлайн-кассы с 01.07.2018, чтобы избежать ажиотажа на технику, уже сейчас должны позаботиться о приобретении онлайн-касс для регистрации их в налоговом органе.
- В каких форматах работают онлайн-кассы, зарегистрированные в реестре контрольно-кассовой техники?
- Сегодня действуют три формата фискальных данных (ФФД): 1.0, 1.05 и 1.1. Мы стремимся к использованию последнего формата, но в переходный период применяются и ФФД 1.0 и 1.05. Перед приобретением онлайн-кассы необходимо проверить, какие форматы она поддерживает. Это важно, потому что ФФД 1.0, например, будет действовать до 1 января 2019 г., ФФД 1.05 и ФФД 1.1 бессрочные. Каждый производитель перед включением конкретной модели онлайн-кассы в реестр контрольно-кассовой техники делает заявление о том, по какому формату работает данная модель. В реестре контрольно-кассовой техники есть модели онлайн-касс, которые работают как по двум форматам, так и по одному.
- Что делать пользователю, если его онлайн-касса работает только по ФФД 1.0? Сможет ли он использовать её после истечения срока действия этого формата?
Таким пользователям необходимо заранее связаться с производителем такой кассы и уточнить, будет ли тот включать в реестр контрольно-кассовой техники данную модель с поддержкой более поздних форматов. Иначе с 01.01.2019 такая модель будет исключена из реестра контрольно-кассовой техники, и применять ее пользователь не сможет.
- На что нужно обратить внимание при заключении договора на обработку фискальных данных?
- Договор на обработку фискальных данных заключается между оператором фискальных данных (ОФД) и пользователем, который применяет онлайн-кассу. Это публичный договор (ст. 426 ГК РФ). Важно, что сам пользователь ККТ сведения о таком договоре в налоговый орган не представляет. Это делает ОФД: он передает сведения о договоре в ФНС России в специальном формате, по специальным протоколам информационного обмена. Практически все ОФД выложили на своих сайтах договор на обработку фискальных данных для ознакомления. Как правило, рассматриваемый договор содержит набор сведений: размер, условия и порядок оплаты услуг ОФД; срок действия договора; порядок его расторжения и др.
Если ОФД обладает техническими возможностями для обработки фискальных данных, то отказ в заключении договора не допускается. Поэтому пользователь ККТ может обратиться к любому оператору для заключения договора на обработку фискальных данных.
- Сколько фискальных документов существует в настоящее время? Где они формируются и в какой последовательности?
- В перечень входит 11 фискальных документов, а именно: отчет о регистрации; отчет об изменении параметров регистрации; отчет об открытии смены; кассовый чек (самый популярный и многократно формируемый фискальный документ); бланк строгой отчетности; кассовый чек коррекции; бланк строгой отчетности коррекции; отчет о закрытии смены; отчет о закрытии фискального накопителя; отчет о текущем состоянии расчетов; подтверждение оператора.
Что касается последовательности формирования отчетов, то сначала формируется отчет о регистрации, затем отчет об открытии смены, потом кассовые чеки (бланки строгой отчетности), далее отчет о закрытии смены и отчет о закрытии фискального накопителя (если фискальный накопитель прекращает свою работу).
Беседу вела Н. Бобрышова