Дорога Победы - так называли железную дорогу «Старый Оскол-Ржава» ее строители-военные железнодорожники и десятки тысяч жителей области.
С образованием Курской дуги подвоз всего необходимого для войск Центрального и Воронежского фронтов осуществлялся главным образом железнодорожной линией «Касторная-Курск-Льгов». Она находилась в полном ведении Центрального фронта. Воронежский фронт не имел своей железнодорожной коммуникации, и остро назрела необходимость строительства соединительной линии «Старый Оскол-Ржава» с выходом на линию «Курск-Белгород» в полосе Воронежского фронта. Практическое осуществление строительства было возложено на Управление восстановительных работ во главе с генералом П.А. Кабановым. Начальником строительства стал командир 19-ой железнодорожной бригады полковник А.П.Ткачев. Кроме железнодорожных бригад к строительству привлекались около 25 тысяч жителей Курской области. Срок строительства- 2 месяца-даже для военного времени очень жесткий. А это ведь 95 километров пути, 52 моста, 2 водокачки, почти миллион кубометров грунта, линии связи, система водоснабжения. Гражданское население выполняло земляные работы. Большинство районов области сформировало колонны и направило их на участки строительства дороги «Старый Оскол-Ржава». Возведение досрочно, за 32 дня, железной дороги «Старый Оскол-Ржава» позволило улучшить доставку воинских грузов войскам Воронежского фронта, способствовало их победе в Курской битве. Многих строителей уже нет в живых, но их воспоминания, оставленные нам, заставляют нас каждый раз преклонять головы перед их общим подвигом, совершенным на строительстве этой железнодорожной дороги. Вот что вспоминали участники строительства железной дороги Старый Оскол-Ржава, жители Пристенского района.
Анна Кочергина: «Выражаясь военной терминологией, мы, комсомолки, действовали как по тревоге: велели прийти в райком ВЛКСМ с лопатой и запасом продуктов, мы быстро собрались да пешком в Сараевку отшагали 12 километров бодро, с песнями. А там уже воинские подразделения. Оглядываясь теперь на события тех дней, нельзя не заметить четкости в организации работ со стороны командования воинских частей. Вместе с солдатами разгружали вагоны, чтобы быстрее отправить порожняк за новыми материалами. Нам поставили задачу выполнять земляные работы при сооружении насыпи. Работали вчетвером: двое копали, двое носили землю. Когда не было носилок, взваливали на плечи мешки с грунтом. А то и в фартуках носили. И не просто подносили землю, а еще утрамбовывали её. Специальных механизмов для этого не было. Использовали самодельные приспособления-отрезок бревна с ручками. Но не только землю копали. Вместе с солдатами разносили шпалы, да и рельсы укладывали на полотно дороги. Никто не жаловался на трудности. В среднем в сутки вводилось три километра готового пути. Это результат нашего с воинами общего труда. Среди тех, кто показывал пример - Александра Новикова, Вера Гуреева, Надежда Сороколетова, Вера Лашина и десятки других. А сколько было радости, когда досрочно, за 32 дня, дорога была введена в эксплуатацию! Мы нарвали полевые цветы и стояли с букетами, провожая пробный поезд. Гордые за свои дела, за вклад в помощь фронту в дни решающих схваток на Курской дуге, наши пристенские девчата и воины железнодорожных частей провожали первый состав с боеприпасами. А за ними пошли эшелоны к передовой».
Лидия Черенкова: «Буквально с первого дня работы на трассе между бригадами и отдельными строителями развернулось соревнование, а вся наша пристенская колонна соревновалась со старооскольской. И как бы ни было трудно, люди выполняли и перевыполняли нормы, даже если ладони в кровавых мозолях. Ведь не просто переместить тысячи кубометров грунта. А тут еще фашистские стервятники. Вначале летали в одиночку, затем перешли к массированным налетам. Цели летчикам не приходилось искать- тысячи строителей с воздуха были на виду. Зенитчики и краснозвездные истребители не давали фашистским летчикам бомбить прицельно, и они зачастую сбрасывали смертельный груз в чистое поле. Наша пристенская колонна выходила победителем в соревновании и завоевала переходящее Красное знамя благодаря самоотверженному труду сотен таких, как Анна Пигорева, Ольга Ильина, Нина Кичинова и многих других».
Ирина Степанова: «После освобождения Пристенского района я работала делопроизводителем райисполкома. В начале июня 43-го года мы получили Обращение Военного совета фронта к населению Курской области с призывом помочь в строительстве дороги. Областной комитет ВЛКСМ объявил мобилизацию комсомольцев. А это, в основном, были девушки 16-17 лет и старше. Объяснять нам значение предстоящих работ не пришлось, все понимали их важность и значение для нужд фронта. Патриотизм молодежи был очень высоким, многие, прихватив скудные запасы еды, лопату, приходили в райком комсомола по своей инициативе. Не знаю случая, чтобы родители или друзья отговаривали девушек не идти на стройку или найти уважительную причину, чтобы остаться. Формированием колонны непосредственно занимались 2-ой секретарь райкома партии Иван Петрович Громов и 1-ый секретарь райкома комсомола Мария Федоровна Богомазова. Они ни минуты не знали покоя - ведь по-существу в течение суток сформировали колонну из 875 человек, каждый из которых горел желанием сделать всё ради победы над ненавистным врагом, избавить родную землю от фашистских извергов. Мы были очевидцами их чудовищных злодеяний над советскими людьми. Воины Красной Армии на фронте мстили врагу, а мы могли сделать это на трудовом фронте. Для нас тогда он был на строительстве железной дороги. Пристенской колонне определили участок работы от станции Сараевка до Сазановки. Это 17 километров. Не хватало носилок-ведь за сутки не успели подготовить нужное количество. Носили землю в фартуках, мешках. Трудно выделить лучших, но более высокие показатели были у Нины Тютюновой, Марии Логвиновой, сестер Лидии и Нины Белоножкиных, Лидии Суриной, Тамары Солдатенко, Марии Оспищевой и десятков других. Всегда с нами была Мария Богомазова - комсомольский вожак. Она трудилась наравне с другими. Гитлеровцы всячески пытались сорвать нашу работу. Часто с утра над трассой появлялась «рама», а вскоре налетали бомбардировщики. Не обходилось без потерь, но это не вызывало паники, все по –прежнему трудились с подъемом. Наша пристенская колонна выступила инициатором досрочного завершения своего участка дороги. Такое же обязательство приняли строители, двигавшиеся нам навстречу со стороны Старого Оскола. Свое слово мы сдержали».
Годы идут и делают свое дело. Родившиеся после войны дети давно стали отцами, а их отцы, участники войны, не только уже дедами, но и прадедами. Вопреки отчаянным усилиям тех, кому бы очень хотелось как можно скорее и навсегда погасить эту память, оставить ее на рубеже, где бы её уже не могли подхватить как эстафету новые поколения. Но никогда не исчезнет память о защитниках Отечества, не потеряется в потоке времени имена тех, кто отстоял свободу и независимость Родины в борьбе против фашизма на боевом фронте и с неменьшим мужеством и упорством трудился на трудовом фронте.
Т. Бурцева, председатель Пристенского районного Совета ветеранов войны и труда