История Великой Отечественной – это судьбы миллионов жителей нашей страны, отстоявших честь и независимость родины, проявивших беспримерное мужество и героизм в боях с фашистами. Среди защитников родины, самоотверженно боровшихся с врагом, было много наших земляков. Один из них – Басов Валентин Федорович.
Родился Валентин Федорович в 1913 году в селе Большие сети в многодетной семье. У него было еще 2 брата и сестра. Дети рано остались без мамы. Отец был механизатором, трактористом, комбайнером в местном колхозе. Он брал своих сыновей с собой на работу, чтобы они приобрели все навыки механизации. С малых лет мальчики уже работали в поле.
Валентин рос тихим и скромным, окончил 7 классов школы, продолжал работать вместе с отцом. Три года он отслужил в армии в частях, связанных с механизацией.
После службы Валентин вернулся в родное село и продолжил работать в колхозе. Познакомился с односельчанкой Анной, которая тоже была из многодетной семьи. Позже они поженились и уехали в село Марьино (ныне Пристень). Вначале жили у родственников, потом построили маленький дом из шлака по улице Советской. Валентин Федорович работал в сельхозтехнике слесарем по ремонту сельскохозяйственных машин. В семье уже появились дети, когда грянула война.
Валентин Федорович ушел на фронт в октябре 1941 года. Попал в 310 аэродромно-техническую роту.
Выписка из наградного листа:
«На аэродроме Воронеж в июле 1943 года вражескими самолетами была сильно повреждена автомашина; старшина Басов лично отремонтировал ее в течение ночи, чем помог вывезти склад боеприпасов из-под вражеского обстрела. В течение всей Отечественной войны, работая по эксплуатации и ремонту тракторов, он обеспечил бесперебойную работу 8 тракторов, которые были использованы на подготовке 18-ти передовых аэродромов в зимних условиях. В январе 1943 года на аэродроме Гартмашевка в течение одних суток Валентин Федорович лично восстановил 2 трофейные 7-тонные автомашины, использование которых дало возможность перебрасывать трактора без амортизации с одного аэродрома на другой в течение одного дня на расстояние до 250 километров, как это было при перебазировании батальона с аэродрома Лиман на аэродром Лозовая. Работу тракторов и аэродромных механизмов старшина Басов организует таким образом, что обеспечивает подготовку летных полей не позднее 2-3 суток после прибытия батальона на новое место дислокации. Не получая со складов никаких тракторных запчастей, товарищ Басов все же поддерживает в постоянной исправности все трактора роты, реставрируя амортизировавшиеся запчасти, изыскивая запчасти на местах. Эксплуатацию тракторов организовал отлично, в результате чего батальон всегда имеет бесперебойно работающие трактора».
Старшина Басов был выдвинут на офицерскую должность командира автотракторного взвода в августе 1943 года. За образцовое содержание автотракторного парка, за быстрое восстановление трофейных автомашин и неутомимую деятельность по подготовке новых аэродромов зимой он получил правительственную награду - медаль «За боевые заслуги».
Как и все солдаты, наш земляк прошел долгий путь по дорогам войны. Участвовал в 3-м Украинском, Юго-Западном и Воронежском фронтах. Дважды был ранен, но после выздоровления снова возвращался в строй.
После войны Валентин Федорович Басов вернулся в родной дом, продолжал работать в сельхозтехнике. Вместе с женой вырастил двоих детей. Как и все советские люди, восстанавливал разрушенное хозяйство. Он неоднократно награждался руководством своей организации, а также руководством района за добросовестный труд и высокие показатели в труде.
Валентин Федорович уже ушел из жизни, но память о нем продолжает жить. Как поется в песне: «Но помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой». Помнит всех тех, кто отстоял наше мирное небо, подарив нам возможность жить.
Галина Машкина