Курс на экспорт
- Ещё в 1941-42 годах прошлого столетия появились первые склады нашего предприятия. Сами понимаете – это другая эпоха, соответственно, другие стандарты и требования к хранению продукции растениеводства.
А потому первое, что мы сделали – это провели реконструкцию, сохранив традиционное направление деятельности. Начинали с малого: привели в порядок базу, обновили административное здание, уже начали строительство новых складов для хранения зерна. Планируем ежегодно вводить в эксплуатацию по одному новому помещению. Закупили недостающую технику. Модернизировали сушильную установку, сегодня её производственная мощность составляет 30 тонн зерна в час. Администрация района помогла с пакетом документов для строительства дороги с асфальтовым покрытием к нашему предприятию, и теперь даже в межсезонье у нас нет проблем с подъездом автотранспорта. Своими силами построили отдельное помещение столовой для сотрудников. Хотя штатное расписание у нас скромное - всего 15 человек, но, по моему глубокому убеждению, обедать люди должны полноценно и в комфортных условиях.
Я говорил, что некоторые склады для хранения зерна пережили Великую Отечественную, представляете состояние этих помещений и проводки в них? Около года назад мы лишились двух складов с зерном из-за пожара. Не буду говорить об убытках, конечно, они серьёзные, но отчасти именно эта беда подтолкнула нас к поиску альтернативной деятельности.
Мудрить не стали, изучили опыт агрохолдингов, поставляющих продукцию за рубеж, и решили попробовать экспортную деятельность сами. Да, было непросто разобраться в основных этапах экспортной деятельности, сделать хотя бы первичный анализ внешних рынков. Да и в процессе подготовки предприятия и продукции растениеводства к экспорту обнаружилось много подводных камней. Безусловную и весьма своевременную помощь получили от регионального центра “Мой бизнес”. При содействии Центра поддержки экспорта ОАО “Ржавское ХПП” в 2023 году приняло участие в бизнес-миссии в Беларусь, а также уже в нынешнем 2024-м году хлебоприемное предприятие участвовало в реверсной бизнес-миссии из Таджикистана.Отдельная история – это поиск и оценка потенциальных покупателей.
Не вдаваясь в детали, скажу, что существует два способа поиска зарубежных партнёров — активный и пассивный. Пассивный поиск подразумевает ожидание, пока покупатель найдет продавца сам, но для этого нужно было наличие двуязычного сайта и его продвижение в поисковых системах, а также реклама. Возможно, этот вариант и сработал бы, но мы пошли по другому пути. Вначале определились со страной-экспортёром нашей продукции. Решили, что самый приемлемый вариант – это республика Монголия. Страна животноводческая, корма более чем востребованы, да и общая граница с Российской Федерацией тоже немаловажный момент для экспортной торговли.
Для проведения предварительных переговоров с потенциальными партнёрами направили в командировку в республику моего заместителя. А чтобы переговорам не помешал языковой барьер, нашли переводчика. Результат поездки – в нашем активе появился первый договор с иностранной птицефабрикой. Уже в 2023 году экспортная деятельность от продажи кукурузы принесла нам первый доход - 10 миллионов рублей.
Помните в детстве: «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается». Вот и у нас путь к экспорту был не самым стремительным. Поэтому весь алгоритм действий, связанный с экспортной торговлей, изучали всерьез. Тем более, что объёмы нашей продукции не сопоставимы с возможностями крупных агрохолдингов.
Вот и начинали с небольших партий. Учились на каждом этапе. На стадии формирования необходимого пакета документов для оформления перевозки по железной дороге вникали в последовательность действий грузоотправителя, поскольку РЖД очень серьёзно относится к разрешительным документам. Учиться пришлось всерьёз, и информационных материалов с различных ресурсов изучили тоже достаточно. Но руки не опускали, наоборот, поняли, что экспорт – это то, что поможет нашему предприятию выстоять в сегодняшних экономических условиях. Да, трудностей в этой новой для нас деятельности оказалось больше, чем мы ожидали вначале, но плюс в том, что такое партнёрство дало нам возможность избавиться от длинной цепочки посредников.
Разумеется, на внешнем рынке нужна конкурентоспособная, качественная продукция, тогда только можно рассчитывать на её спрос. Гарантировать, что погода позволит нам стабильно выращивать только высококлассную продукцию, никто не может. Поэтому, надеясь на спрос нашей продукции, мы продолжаем развивать альтернативное экономическое сотрудничество с отечественными партнёрами. Все, кто занят в малом или среднем бизнесе, знают, что главное в нашем деле - не уподобляться стоячей воде. Движение, поиск и альтернативные решения - только это залог того, что предприятие останется на плаву даже в сложных экономических условиях.
Центр поддержки экспорта Курской области функционирует на базе Автономной некоммерческой организации «Центр «Мой бизнес» Курской области». В рамках своей деятельности Центр поддержки экспорта оказывает информационно-аналитическую, консультационную и организационную поддержку внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, содействует выходу экспортно ориентированных субъектов МСП на международные рынки. Услуги предоставляются по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство».
Информационное освещение деятельности Центра поддержки экспорта Курской области осуществляется на официальном сайте export46.ru
Материал подготовила
Татьяна Доценко