Встречи с населением, в ходе которых обсуждаются итоги деятельности Администрации области за прошедший период и  перспективы социально-экономического развития области на ближайшие годы, стали доброй традицией.

На сегодняшней встрече хотелось бы довести до вас итоги работы Администрации области за 13 последних лет – весьма непростых и сложных, в течение которых удалось вывести экономику области на траекторию поступательного развития, сформировать принципы своевременного выполнения социальных обязательств.

За последние  тринадцать лет руководством области была выстроена система стратегического планирования, разработаны стратегические программные документы, по всем направлениям социально-экономического развития создана нормативная правовая база.

В 2012-2013 годах социально-экономическая политика  Администрации области была направлена как на выполнение региональных программных документов, так и на выполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Сейчас можно уверенно констатировать, что Курская область укрепила позиции практически по всем показателям социально-экономического развития, обеспечив их позитивную динамику.

Наши успехи в социально-экономическом развитии не остались незамеченными на федеральном уровне.По решению заседания Правительства Российской Федерации, проведенного в декабре 2013 года по подведению итогов реализации Указа Президента Российской Федерации № 1199 по эффективности деятельности органов исполнительной власти за 2012 год, Курская область вошла в первую десятку субъектов Российской Федерации (9-е место по России) и получила  из федерального бюджета грант в сумме 259 миллионов 412 тысяч 400  рублей.

 Главным посылом в работе руководства области было и остается улучшение качества жизни населения, а это – образование, медицинское обслуживание, социальная поддержка населения, жилищные условия, безопасность окружающей среды.  То есть развитие человеческого капитала – приоритет номер один всей нашей деятельности.

Подтверждением этого является социальная направленность бюджета Курской области на протяжении всего отчетного периода. Расходы на финансирование социально-культурной сферы в 2013 году составили более  31 млрд. рублей, с ростом в 16,8 раз к 2000 году;  их доля возросла почти до 63,7 % в 2013 году против 34,3 % в 2000 году.

Важнейшая сфера, которой уделялось и будет уделяться много внимания -  сфера образования. Именно она определяет во многом будущее не только отдельного человека, но и государства в целом.

Завершился третий год реализации проекта по модернизации региональной системы общего образования.

За это время укрепилась учебно-материальная база  общеобразовательных учреждений современным учебно-лабораторным, учебно-производственным и компьютерным оборудованием. Все школы, реализующие уровень начального общего образования, оснащены мультимедийным оборудованием, позволяющим проводить обучение с использованием электронных образовательных ресурсов. 

В результате проведенных мероприятий 70% школьников Курской области получили возможность обучаться в современных условиях и получать качественное образование, отвечающее требованиям федеральных государственных стандартов общего образования.    

За последние три года на проведение капитальных ремонтов в образовательных учреждениях Курской области из бюджетов всех уровней было направлено 874 миллиона 500 тысяч рублей.

В 2011-2013 годах парк школьных автобусов увеличен на 151 транспортную единицу, в том числе в 2013 году – на 44. В текущем учебном году обеспечивается ежедневный подвоз более 7,4 тысяч  учащихся.

Проведена работа по созданию системы обучения инвалидов с применением дистанционных технологий; созданы условия для дистанционного обучения 195 детей-инвалидов.

Еще одна тема, которая очень важна, - детские сады  и их доступность. Дошкольное образование – это тот фундамент, который определяет все последующее развитие ребенка.

С 2006 года возобновлено строительство дошкольных учреждений; в городах и районах построено 22 детских сада на 2,1 тыс. мест. В 2013 году введено 11 садов на 1039 мест. Число очередников в дошкольные учреждения за эти годы значительно снизилось, то есть в целом наблюдается тенденция – всех детей обеспечить местами в детских садах.

В 2011-2013 годах за счет строительства детских садов, реконструкции образовательных учреждений, капитального ремонта образовательных учреждений, развития вариативных форм дошкольного образования  обеспечен охват дошкольным образованием 63 % детей дошкольного возраста.  К концу текущего года, по нашим расчетам, всем маленьким жителям области от 3-х до 7 лет, желающим посещать детский сад,такая возможность будет предоставлена.

За период с 2000 года в области построено 29 школ на 4716  ученических мест. Проведена реконструкция Клюквинской санаторной школы-интерната; школы-интерната для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в селе Верхний Любаж Фатежского района; Дмитриевской специализированной (коррекционной) общеобразовательной  школы-интерната;  построен детский дом в поселке Новоандросово Железногорского района.

 

В текущем году и ближайшей перспективе продолжится работа по реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования, по обеспечению инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, по поэтапному введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

С 1 января 2014 года  местным бюджетам будет предоставлена субвенция на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. На эти цели в областном бюджете предусмотрено  более 1,5 млрд. рублей.

 

Другая, не менее важная сфера внимания руководства области – здравоохранение, стратегическими задачами развития которой  мы считаем  ее модернизацию, создание новых возможностей для оказания высокотехнологичной помощи, снижение уровня смертности.

За  последние годы в этом направлении сделано немало.

В рамках программы модернизации здравоохранения на 2011-2013 годы за это время заметно укрепилась оснащенность лечебных учреждений области современным медицинским оборудованием – поставлено около 3,5 тысяч единиц на общую сумму 1,2 млрд. рублей. Практически в полном объеме  обновилось рентгенологическое и реанимационное оборудование.

Капитальный ремонт выполнен на 183 объектах в 56 учреждениях здравоохранения на сумму свыше 1 млрд. рублей. Выросла укомплектованность поликлиник участковыми врачами, снизилась разница в возможностях диагностических служб лечебных учреждений.

За 3 последних года практически в 2 раза для жителей области увеличилось количество квот в федеральные клиники, оказывающие высокотехнологичные виды медицинской помощи.

За последние пять лет на 26 % обновился санитарный транспорт, при этом все автомобили скорой медицинской помощи оснащены навигационными системами ГЛОНАСС.

За  13 лет построены такие важные для населения области объекты, как центральные районные  больницы в сл. Белая и  в п. Медвенка, центр реабилитации ветеранов войны и военной службы в г. Курске,  детская инфекционная больница,  областной перинатальный центр,  выполнена реконструкция областной акушерско-гинекологической больницы,  созданы региональный и первичный сосудистые центры  в  г. Курске и в п. Горшечное.

Построены врачебная амбулатория в г. Щигры, фельдшерско-акушерские пункты в  районах области, лечебный корпус  областного клинического противотуберкулезного диспансера и поликлиника городской больницы № 1 им. Николая Сергеевича Короткова  в г. Курске.

Проведена реконструкция  детской поликлиники № 3 и детского реабилитационного центра по ул. Республиканская в г. Курске,  детской поликлиники в г. Железногорске;  построены пристройка  приемного отделения горбольницы № 4 и теплый переход  областной детской  больницы по ул. Кольцова в г. Курске, выполнен капитальный ремонт врачебной амбулатории в пос. Камыши Курского района.

С 2011 года ведется строительство областного онкологического диспансера, сметная стоимость которого более 5,0 млрд. рублей.  В  2012 году сданы в эксплуатацию первый и второй  пусковые  комплексы – радиологический корпус  и палатный  блок. В настоящее время ведется строительство третьей  его очереди. Активно работаем с федеральными структурами в целях получения господдержки из федерального бюджета для завершения строительства диспансера.

В рамках  реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, на базе четырех лечебно-профилактических учреждений развернуто пять Центров здоровья, в том числе один детский.

Итогом  положительных изменений в сфере здравоохранения в 2013 году стало снижение общей  смертности населения на 2 %, в том числе от болезней системы кровообращения на 12,4 %, туберкулеза на 15,1 %, дорожно-транспортных происшествий на 10,1 %.

В ближайшей перспективе будет продолжена работа по повышению доступности и качества оказания медицинской помощи жителям области, по  совершенствованию системы охраны здоровья граждан в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения Курской области». Основой реализации профилактического направления станет диспансеризация населения.

На территории области планируется организовать два первых сосудистых центра на базе Рыльской ЦРБ и медсанчасти № 125 города Курчатова. В целях снижения смертности при ДПТ запланирована организация пяти травматологических центров на базе учреждений здравоохранения, располагающихся вблизи наиболее травмоопасных трасс.

 

Особую социальную силу и значимость в настоящее время приобретает развитие физической культуры и спорта, как  средство физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья.

В области уделяется пристальное внимание вопросам создания условий для развития массовой физической культуры как залога здорового образа жизни.

Укрепляется материально-техническая база физической культуры и спорта. За последние три года введены в эксплуатацию 55 спортивных площадок с искусственным покрытием. Построены физкультурно-оздоровительные комплексы современного типа в поселках: Мантурово, Тим. Открыты: спортивно-концертный комплекс на 3000 мест и фехтовальный центр в г. Курск; крытый каток с искусственным льдом и футбольное поле в г. Железногорске.

В 2013 проведена реконструкция центрального  стадиона областного центра «Трудовые резервы», введен в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс в поселке Поныри, футбольное поле с искусственным покрытием в г.Курске.

Увеличение числа спортивных сооружений и массовых физкультурно-спортивных мероприятий способствовало росту доли населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 7,0 % в 2000 году до 27,0 % в 2013 году.

В 2014 году будет продолжено строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в г.Льгове, поселках Касторное, Прямицыно, а также футбольного поля с искусственным покрытием в городе Железногорске.

На  состоявшейся  22 января текущего года традиционной ежегодной встрече  с председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером принято решение о реализации в нашей области программы строительства объектов физкультуры и спорта. На период до 2016 года за счет инвестиций Газпрома будет построено 7 спортивных объектов в приграничных районах области: 4 спортивно-оздоровительных комплекса в пос. Глушково, в Беловском, Кореневском и Хомутовском районах, физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Рыльске, бассейн в г. Льгове и ледовая арена в г.Судже.

 Кроме того, по программе Министерства спорта Российской Федерации за счет средств областного, федерального и местных бюджетов до 2020 года предусматривается строительство 5 физкультурно-оздоровительных комплексов в городах Курске и Железногорске, в Курском и Советском районах, крытых катков с искусственным льдом в городах Курчатове и Курске.

Будет продолжена работа по популяризации массовой физкультуры и спорта; развитию спортивной инфраструктуры, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;  развитию студенческого спорта.

 

Еще одна тема, которая затрагивает интересы, прежде всего, пожилых людей, ветеранов войны, инвалидов и людей, которые просто находятся в трудной жизненной ситуации  –  это социальное обслуживание.

В области в полном объеме обеспечивается реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета. В настоящее время  осуществляется предоставление 77 видов денежных выплат, в том числе 33 - за счет средств областного бюджета. Их количество по сравнению с 2003 годом увеличилось в 2 раза.

Своевременно выплачиваются пенсии, пособия, в том числе пособия на ребенка, осуществляется адресная социальная помощь населению. Материальную, медицинскую, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, улучшение жилищно-бытовых условий и другие виды социальной помощи получают в среднем более 17 тыс. семей, в том числе более 2 тыс. малообеспеченных семей различных категорий получают помощь в виде продуктов питания, детской одежды и обуви.

К концу 2013 года вдвое по сравнению с 2002 годом  увеличилось число граждан, получающих социальные услуги, на сегодня ими воспользовались более  100 тыс. человек.

Внедрялись новые формы обслуживания пожилых граждан и инвалидов: выездные мобильные бригады по оказанию социальной помощи в отдаленных населенных пунктах; служба «Социальное такси»; приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов.

С 2003 года оказывается адресная социальная помощь гражданам на газификацию домовладений. За десятилетний период реализации данного социального проекта более 11 тысяч курян смогли газифицировать свое жилье, получив адресную социальную помощь из областного бюджета на общую сумму более 136 млн. рублей. Помощь в газификации жилья будет продолжаться и в последующие годы.

Реализуется  комплекс мер по поддержке граждан с ограниченными возможностями здоровья; решаются вопросы оснащения социально-значимых объектов элементами доступности.

В ближайшей перспективе будут решаться вопросы по укреплению материально-технической базы учреждений социального обеспечения.

Планируется  строительство в Курском районе нового корпуса психоневрологического интерната на 200 койко-мест и специализированного учреждения в городе Курске - Центр социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, без определенного места жительства.

Продолжится внедрение инновационных форм обслуживания граждан, направленных на совершенствование социального обслуживания и расширение перечня предоставляемых услуг.

 

В течение последних лет мы принимали и принимаем системные меры для устойчивого роста рождаемости, для снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Целый ряд задач был определён в специальном майском Указе Президента на эту тему.

В результате за 2000 - 2013 годы в демографическом развитии региона отмечена позитивная динамика:

рождаемость увеличилась на 42,7 % (в 2011-2012 годах по уровню рождаемости Курская область занимала 2 место среди субъектов ЦФО);

смертность населения снизилась на 13 %; естественная убыль населения сократилась на 56,8 %;  младенческая смертность снизилась на 48,2 %; продолжительность жизни увеличилась более чем  на 4 года;

ежегодно регистрируется рост числа детей, родившихся в семьях вторыми, третьими и последующими, о чем свидетельствует рост суммарного коэффициента рождаемости за 2000-2012 годы на 38,7 % (по динамике роста данного показателя Курская область занимает 1 место среди субъектов ЦФО); по предварительным итогам 2013 года отмечен рост числа детей, родившихся в семье вторыми на 2,7 %, третьими и последующими на 2,3 %.

Наша область одна из первых в ЦФО разработала областную целевую программу «Улучшение демографической ситуации в Курской области», в соответствии с которой уже 9 лет подряд осуществляются ежемесячные денежные выплаты при рождении второго ребенка в сумме 2 тыс. рублей, третьего и последующих – в сумме 3 тыс. рублей. В 2013 году размер данного пособия для семей, в которых родился третий или последующий ребенок,увеличился до 5461 рубля.

С 2012 года региональные меры поддержки семей существенно расширились:

введены единовременные выплаты семьям при одновременном рождении трех и более детей в размере 100 тыс. рублей, при усыновлении ребенка в размере 20 тыс. рублей;

установлен областной материнский капитал при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей в размере 75 тыс. рублей и др.

С 2008 года в Курской области проводится благотворительный марафон «Мир детства». За время его проведения адресная социальная помощь оказана более 5 тысячам малоимущих семей с детьми на сумму более 130 млн. рублей.

 

В последние годы все заметнее отношение курян к своему историко-культурному наследию.

Открыты для посещения новые музеи: имени Георгия Васильевича Свиридова, Надежды Васильевны Плевицкой, Вячеслава Михайловича  Клыкова, Константина Дмитриевича Воробьёва;  Литературный музей и музей  Курской битвы.

Укреплялась сеть сферы культуры. Для селян построены новые дома культуры на 1584 места в Мантуровском, Глушковском, Горшеченском, Щигровском районах, в городе Курчатове. К 70 – летию победы в Курской битве создан мемориальный комплекс «Героям Северного фаса Курской дуги». В 2011 году завершена реконструкция здания цирка.

Популярностью пользуются разного рода фестивали, которые способствуют совершенствованию профессионального мастерства молодых исполнителей.  Для широкой публики, необходимо заметить, посещение большинства указанных мероприятий является бесплатным.

С 2007 года ведётся целенаправленная политика по созданию модельных библиотек. На сегодня их более 100. С удовлетворением отмечу, что по количеству модельных библиотек Курская область находится на 5 - м месте в стране.

В рамках объявленного Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 2014 года - Годом культуры, намечено  решить целый ряд задач по сохранению  памятников культуры регионального и федерального значения,  находящихся на территории региона, укреплению материальной базы учреждений культуры и их модернизации.

 

Еще одно важное направление деятельности Администрации –проведение эффективной молодежной политики.Ведь четверть от всего населения в регионе – это молодые люди от 14 до 30 лет.

На сегодняшний день существуют различные мнения о современной молодежи. Я думаю, нынешнее поколение не хуже предыдущего, просто молодежь другая: более свободная, не терпит давления, не любит, когда что-то навязывают.

Сейчас это наиболее динамично развивающаяся категория населения, и от ее позитивного настроя, социальной активности и духовного благополучия зависит успех проводимых преобразований, развития Курской области в целом.

Современная молодежная политика в Курской области ориентирована на создание максимальных возможностей для успешной самореализации молодых людей,  как личностей, государственную поддержку талантливой молодежи и создание условий для их инновационной деятельности.

В 2010 – 2013 годах в рамках реализации Закона Курской области «О государственной поддержке талантливой молодежи» проведено более 140 мероприятий, в которых приняли участие более 250 000 человек. Среди таких мероприятий, хотелось бы выделить деятельность международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество», форум «Молодежь – гордость Курского края», региональный Форум «Молодежь. Наука. Инновации», фестиваль «Молодой ученый года».

С 2006 по 2013 год лауреатами Премии Губернатора Курской области для поддержки талантливой молодежи  стали 360 человек.

За последние три года премии Губернатора Курской области  в области науки и инноваций присуждены девяти индивидуальным соискателям и три - коллективам авторов из числа молодых ученых.

С 2012 года реализуется Федеральный проект «Ты – Предприниматель».

Все больше молодых людей принимают участие в деятельности детских и молодежных общественных организаций, студенческих объединений. Доля такой молодежи выросла с 32 % в 2010 году до 40 % в 2013 году.

В перспективе работа по дальнейшей реализации и продвижению молодежных проектов, в том числе по поддержке инновационной деятельности молодежи области, молодежного предпринимательства будет продолжена.

 

Ежегодно увеличивается объем вводимого жилья, и это – результат деятельности по привлечению инвестиций в жилищное строительство.

За 13 лет с 2001 года введено в эксплуатацию 4,7 млн. кв. метров жилья, в том числе в прошлом году  –  494,1 тыс. кв. метров или  115,9 % к 2012 году. В среднем в год – 336 квадратных метров. Если за 2001-2003 годы было построено  660,2 тыс. кв. метров жилья, то в 2011-2013 годах – 1,3 млн. кв. метров, то есть в 2 раза больше.

Ежегодно развивается система ипотечного жилищного кредитования. Если в 2000 году об ипотеке мало кто знал, то в прошлом году одиннадцатью кредитными учреждениями и структурными подразделениями, находящимися на территории области, выдано более 6 тысяч жилищных кредитов на сумму 6,4 млрд. рублей, в том числе 5,7 тысяч ипотечных жилищных кредитов. Тем не менее, это не покрывает имеющейся потребности.

Жилищную проблему мы решаем и за счёт развития обычного строительства, и кооперативного строительства, и арендного жилья. Но целевым ориентиром для нас являются граждане, которые не имеют высоких доходов, а также относящиеся к отдельным категориям, утвержденных законодательством.

Поэтому ежегодно увеличивается ввод жилья экономкласса, который   составлял 70 % от общего ввода по области, а в 2013 году – уже 90 %.

 

            На сегодняв районах и городах области проживает 7,2 тысячи многодетных семей, из них 857 состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

         На учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, принято  1938 многодетных семей.           За период действия Закона Курской области от 21.09.2011 г. № 74-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Курской области» органами местного самоуправления сформировано и включено в перечни земельных участков для бесплатного предоставления 740 земельных участков общей площадью почти миллион кв. метров. На начало этого года предоставлен  бесплатно  в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, 531 земельный участок.

            Предоставляются социальные выплаты на приобретение или строительство жилья молодым семьям, учителям, врачам, молодым специалистам, тем, кто приехал работать на село. Завершается программа предоставления квартир ветеранам Великой Отечественной войны.

  В  рамках областной целевой программы  «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в 2011 году обеспечены новыми  благоустроенными  квартирами  545 граждан этих категорий; в 2012 году  построено  96 жилых дома на 403 квартиры в районах области и в г. Курске;    в 2013 году – 96 жилых домов на 384 квартиры в районах области.

Более 1 тысячи 600 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за три последних года были обеспечены однокомнатными благоустроенными квартирами. В 2014-2015 году еще около 1 тысячи человек получат жилье.

В этом году планируем ввести около 500 тыс. кв. метров жилья. До 2020 года стараемся в абсолютном выражении достичь показателя, на который ориентирует Курскую область Минрегион России – один миллион квадратных метров нового жилья, то есть по 1 квадратному метру на жителя.

Принимаютсямеры по ликвидации аварийного жилья, по софинансированию программ капремонта жилищного фонда в рамках Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

         Эффективное и плодотворное сотрудничество с федеральным Фондом позволило за период действия  Закона – с 2008 года направить на реализацию программ по переселению граждан из аварийного жилья 1,3 млрд. рублей. С использованием средств Фонда, областного и местных бюджетов расселено 179 домов площадью 36,7 тыс. кв. метров; 2718 гражданам улучшены жилищные условия.

На проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов  за 2008-2013 годы выделено 3,15 млрд. рублей из Фонда содействия реформированию ЖКХ, областного и местных бюджетов, за счет средств собственников жилых помещений. Проведен ремонт в 1,4 тыс. домов площадью 4,2 млн. кв. метров; 185,5 тысячам человек улучшено качество жизни.

 

Газификация области, в первую очередь, сельской местности с 2001 года ведется высокими темпами.

За этот период построено 9,4 тыс. км газопроводов, в том числе 6 газопроводов-отводов, переведено на газообразное топливо 383 котельные учреждений социальной сферы, газифицировано природным газом более 126,1 тыс.  квартир.

Уровень газификации природным газом вырос с 2001 года на 31,5 %  и на начало 2014 года составил 89,5%, в том числе на селе – 70  %. В 20 районах этот показатель свыше 80 %, при этом в них ко всем центральным усадьбам построены газораспределительные сети.

В 2000 году уровень газификации в сельской местности составлял  23 %. И можно сказать, что до прихода нынешней власти  вопросу газификации уделялось недостаточное внимание.

Решение данной проблемы происходит за счет  успешного взаимодействия Администрации области с руководством ОАО «Газпром», выполнения обязательств перед Газпромом  с нашей стороны; за счет  привлечения средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников финансирования (средства предприятий, хозяйств, населения); кропотливой работы по недопущению образования задолженности за природный газ.

Сейчас мы делаем все, чтобы к 2016 году практически завершить газификацию.

 

С 2003 года отмечается рывок в количественных и качественных показателях дорожного строительства.

Если до этого периода ежегодно осваивалось не более 730,0 млн. рублей, то с 2003 года – ежегодно более миллиарда рублей. За последние 10 лет в дорожное хозяйство направлено 28,0 млрд. рублей бюджетных средств; построено 226 км новых дорог (в основном, в сельской местности) и отремонтировано 8,6 тыс. км действующих автодорог. Полностью обновилась материально-техническая база дорожных организаций; приобретаются современная импортная техника и новейшие дорожные материалы, что позволяет проводить качественный ремонт и осуществлять строительство новых дорог в более короткие сроки и в соответствии с утвержденными нормативами. Для решения проблем региональных дорог внесены поправки в Бюджетный кодекс, которые предусматривают создание с 2014 года дорожных фондов.

 

Не менее значимый аспект работы Администрации области  –обеспечение безопасности проживания.

На протяжении отчетного периода особое внимание уделялось укреплению правопорядка. Постоянно совершенствуется и усиливается деловое взаимодействие с правоохранительными органами.

Совместно с органами местного самоуправления проводится работа по вовлечению в охрану правопорядка широких слоев общественности. В области созданы и функционируют сотни добровольных народных дружин, Общественных советов профилактики правонарушений. В укрепление правопорядка весомый вклад вносят административные комиссии муниципальных районов, городских округов.

Вопросам выполнения профилактических мероприятий уделяется постоянное внимание Координационного совещания по обеспечению правопорядка в регионе, ряда профильных комиссий, Межведомственного Совета Курской области по предметам совместного ведения. Опыт его работы замечен, получено одобрение руководством ЦФО и рекомендован всем субъектам Центрального Федерального округа.

Системный и повседневный характер носит работа по противодействию коррупции, по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности граждан. Более эффективной стала работа по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

В результате принимаемых мер по укреплению правопорядка, преступность в области ежегодно снижается: в 2010 году – на 10,6 %, в 2011 году – на 7,7 %, в 2012 году – на 10,7 %, в 2013 году – на 12,5 %. 

Проводится работа по формированию у подростков и молодежи патриотизма, по ведению здорового образа жизни. Мы можем гордиться уровнем подготовки наших ребят, готовности их к службе.

Наша область в 2012 году заняла первое место по итогам призыва среди регионов Западного военного округа и второе место среди всех субъектов Российской Федерации. В 2013 году эти позиции сохранены.

Что касается экологической безопасности, то в этой сфере большое внимание уделяется вопросам разработки месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды, обращения с отходами.

Наша область обладает минеральными природными ресурсами, способными обеспечить нужды области, а по некоторым видам сырья – и другие регионы.  Для организации производства строительных материалов имеются месторождения глин, суглинков, мела, песка и других ресурсов.

В сфере обращения с отходами реализуются инвестиционные проекты по строительству мусороперерабатывающего комплекса в г. Курске, комплекса сортировки твердых бытовых отходов в Курчатовском районе.

С целью обеспечения безопасности проживания проводятся мероприятия по предотвращению негативного воздействия паводковых вод и подтопления территорий, ликвидации их последствий.

В  рейтинге «Зеленый патруль», который проводился с 1 сентября до 1 декабря 2013 года по трем индексам: в промышленно-экологической, социально-экологической и природоохранной сферах, Курская область заняла шестую позицию из 83-х.

Проводимые ежегодно мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов обеспечивают высокий процент доли площади, покрытой лесной растительностью (98 %), охрану лесного фонда от пожаров (в 2011-2013 годах лесных пожаров не допущено). Растут платежи в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов. За период действия нового Лесного кодекса объем платежей увеличился почти в 10 раз.

Большое внимание уделяется повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Ведь по этим показателям нас во многом оценивают жители области.

Администрация Курской области свою деятельность осуществляет открыто, прозрачно и прилагает все усилия к тому, чтобы вопросы, затрагивающие интересы жителей области, решались оперативно и эффективно. Для этого внедряется и принцип одного окна. Сегодня мы создаём так называемые многофункциональные центры по оказанию государственных услуг.  В 2008 году в г. Курске было создано областное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр». На сегодня на территории области действует 23 центра. Если в 2008 году на базе МФЦ представлялось 14 видов услуг и за оказанием услуг обратилось 1250 человек, то в 2013 году оказывалось 247 услуг и обратилось в МФЦ около 336 тыс. человек.

Для предоставления услуг в отдаленных населенных пунктах созданы передвижные пункты МФЦ.

К 2015 году филиал МФЦ будет создан в каждом районе; в 2014-2015 годах запланировано открытие удаленных рабочих мест МФЦ в сельских поселениях с населением свыше 1000 человек.

К 2018 году намечается довести долю граждан, получающих услуги  в электронном виде, до 70 %.

 

Базой для всего вышесказанного, того, что нам удалось сделать для человека и во имя человека, явилась планомерная и скурпулезная  работа руководства области с собственниками, руководителями предприятий реального сектора экономики, являющимися основой формирования доходной части бюджета области.

В 2000 году экономика Курской области, как составная часть экономики страны, находилась в кризисе. Производство промышленной продукции за 1992-2000 годы сократилось на 36 %, в среднем в год снижение составило  3,7 %.

В результате выстроенной по системному принципу работы Администрации области за 13 лет в промышленности нам удалось не только стабилизировать ситуацию, но и обеспечить  положительную динамику развития, в первую очередь, за счет модернизации предприятий и повышения их конкурентоспособности. 

В период с 2001 по 2013 год производство промышленной  продукции в области возросло  на 47,8 %, в среднем на 3 % в год.

Администрацией области ежегодно проводилась           работа по диверсификации экономики и структурному сдвигу в пользу обрабатывающих отраслей промышленности для  снижения зависимости от результатов деятельности ОАО «Михайловский ГОК» и Курской АЭС. В её основе создание максимально комфортных условий для инвесторов при реализации инвестиционных проектов, направленных на создание новых и модернизацию действующих предприятий обрабатывающих отраслей.

Активизация инвестиционной деятельности способствовала развитию новых производств.

За последние 5 лет в области созданы и успешно работает целый ряд  новых предприятий. Назову наиболее крупные из них: "Вагонмаш", «БИАКСПЛЕН», кондитерская фабрика ЗАО «КОНТИ-РУС», Экспериментальный комбинат детского питания в Фатежском районе, заводы по выпуску пивоваренного солода в Кореневском районе и производству современных теплиц ЗАО «Курскпромтеплица» в Курском районе, крупнейшее в России предприятие по производству и переработке птицы ЗАО «Курский Агрохолдинг» в поселке Горшечное, комплекс по производству и расфасовке растворителей и лакокрасок из нефтепродуктов в Мантуровском районе. Этот список можно продолжить.

Необходимо отметить, что в последние годы складывается тенденция открытия новых предприятий в районах области. А это важный социальный эффект – решаются вопросы занятости и благосостояния населения, пополнение местных бюджетов, сохранения и развития малых городов и поселков области.

Поэтому хочу подчеркнуть, что поиск инвесторов должен быть не только заботой Администрации области, но и одной из первостепенных задач для администраций районов.

Анализируя работу промышленного комплекса в 2013 году необходимо отметить, что ситуация складывалась непростая.

Прогнозировалось снижение объемов производства к уровню 2012 года в отраслях «добыча полезных ископаемых» - на 2-3 процента и «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» на 15-17 процентов, а на долю этих отраслей приходится почти 50 процентов всего промышленного производства области.  Снижение имело объективные причины  -  проведение широкомасштабных ремонтных работ на ведущих предприятиях «Михайловский ГОК» и Курская АЭС.

Учитывая это, Администрацией области и руководителями промышленных предприятий принимались совместные усилия по увеличению объемов производства продук­ции в других отраслях с целью обеспечения темпов роста в целом по промышленности не ниже уровня 2012 года.

Это дало свои результаты.

Сводный индекс промышленного производства по итогам 2013 года составил 100,6 процента, что удалось обеспечить за счет роста промышленного производства в обрабатывающих отраслях на 13,4 процента. Необходимо отметить, что по росту производства в обрабатывающих отраслях Курская область в течение всего года занимала первую позицию среди регионов ЦФО.

Возрос выпуск продукции в пищевой промышленности, производстве резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, в производстве электрооборудования.

Это результат целенаправленной работы по модернизации производства, совершенствованию технологий и освоению новых видов конкурентоспособной продукции,сохранению квалифицированных кадров.

Работа в этих направлениях проводилась предприятиями «Прибор»,  «Электроагрегат», «Электроаппарат», «Курскрезинотехника», «Курскхимволокно», «Фармстандарт-Лексредства», «Курскмедстекло», «Вагонмаш», «Геомаш», «ГОТЭК», «Кореневский завод НВА, «Композит» и другими.

Важное место в экономике области занимает пищевая и перерабатывающая промышленность, которая представлена одиннадцатью отраслями, с общей численностью работников около 20 тысяч человек.

Устойчивой работе отрасли способствовали возросшие объёмы производства сельскохозяйственного сырья и эффективная отдача инвестиций в модернизацию предприятий, создание новых производств.

Объём инвестиций в пищевой сектор экономики  за период с 2000 по 2013 годы составил более 28 млрд. рублей из них, за три последних года освоено в пределах 20 млрд. рублей, 80 процентов из которых направлено на строительство новых предприятий. 

За 13 лет в области восстановлено более 20 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, введено в эксплуатацию 25 новых предприятий. 

Одним из приоритетных направлений является развитие мясоперерабатывающей и комбикормовой промышленности, что обусловлено возрастающими объемами производства скота и птицы на животноводческих комплексах области.

Введены в эксплуатацию мясохладобойни  в Суджанском, Курском, Беловском районах; мясоперерабатывающие предприятия в городах Курск  (Губкинский мясокомбинат) и Железногорск  («Нива-Черноземья») и другие.

Интенсивное развитие мясоперерабатывающей отрасли позволило в сравнении с 2000 годом  увеличить  производство мясных полуфабрикатов -  в  23 раза, мяса и субпродуктов 1 категории в 4,5 раза.

Создание новых мощностей по производству животноводческой продукции,  рост поголовья свиней и птицы способствовует  интенсивному развитию комбикормовой промышленности.

За последние три года приступили к работе  4 комбикормовых завода, наиболее крупный из них построен компанией «Агропромкомплектация» в поселке Конышевка. В результате мощности по производству комбикормов увеличились на 400 тыс. тонн и составили 750 тыс. тонн в год. В 2013 году объем производства комбикормов в 4,5 раза превысил уровень 2000 года.

На модернизацию действующих и строительство новых производств молокоперерабатывающей отрасли за отчетный период направлено около 1,3 млрд. рублей.

В 2006 году восстановлен Курский гормолкомбинат (ООО «Молоко»); возобновлено производство цельномолочной продукции на Большесолдатском маслозаводе; введены в эксплуатацию цеха по переработке молока в Дмитриевском, Золотухинском и Касторенском районах.

Компанией ООО «Курское молоко» в 2012 году в городе Курске построено  современное предприятие  по переработке молока мощностью 90 тонн в сутки.

Международной компанией «Милкиленд» проводится модернизация Рыльского сырзавода, что позволит значительно  расширить ассортимент и увеличить объем производства сыров.

В ООО «Сырная долина» завершены работы по монтажу новой технологической линии по производству сыров, что позволит в  2014 году  увеличить объемы производства сыров до 400 тонн в год.

В ходе реконструкции и технического перевооружения сахарных заводов области их суточная производительность по переработке свеклы увеличилась с 21 тыс. тонн в 2000 году до 30 тыс. тонн в 2013 году.

На сегодня производственный потенциал отрасли имеет возможность в оптимальные сроки перерабатывать до 4 млн. тонн сахарной свеклы в год и произвести в 4,1 раз больше сахара, чем в 2000 году. Удельный вес курского сахара на российском  рынке  возрос до 10 процентов.

Активно развиваться и другие отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности.

В результате наращивания производства продовольственных товаров за счет проведенной модернизации и строительства новых предприятий Курская область не только вошла в число самообеспеченных по основной группе продуктов собственного производства, но и стала крупным поставщиком в другие регионы.

Сегодня за пределы области отгружается 63 процента произведенного объема продовольственных товаров, что в 2,5 раза превышает ввоз, тогда как в 2000 году объем ввозимого продовольствия превышал в 2 раза объем вывозимой продукции.

На Российской агропромышленной выставке «Золотая осень 2013» Администрация Курской области награждена ГРАН-ПРИ за вклад в развитие агропромышленного комплекса Курской области; предприятиями агропромышленного комплекса и научными учреждениями области завоевано 58 медалей, в том числе 21 золотая. 

На международной выставке «Зеленая Неделя - 2013», проходившей в январе 2013 года в г. Берлине, курские предприятия награждены
21 золотой медалью за высокое качество и безопасность продовольственной продукции.

Проводимая целенаправленная работа на предприятиях отрасли позволила по итогам 2013 года обеспечить индекс производства пищевых продуктов 116,8 процентов, рост к уровню 2000 года объема товарной продукции в 10,4 раза, среднемесячной заработной платы в 11,4 раза, численности работающих в 1,3 раза.

В 2014 году и в ближайшие годы в отрасли будет продолжена работа по развитию действующих и созданию новых мощностей по глубокой переработке возрастающих объемов сельскохозяйственной продукции, развитию кооперационных связей между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями Курской области. Планируется реализовать проекты по строительству сахарного завода, предприятий по переработке животноводческой продукции, завода по глубокой переработке пшеницы, производству сыров, премиксов и другой продукции.

 

Важное значение для экономики области имеют результаты  деятельности атомной станции и Михайловского ГОКа.

На Курской АЭС за отчетный период выполнен большой объем работ по модернизации действующих энергоблоков с внедрением инновационных разработок, применением современных материалов и оборудования. Это позволило увеличить выработку электрической энергии с 17,8 млрд. кВтч в 2001 году до 29 млрд. кВтч в 2012 году, что эквивалентновводу в эксплуатацию нового энергоблока, существенно повысить характеристики надежности и безопасности реакторных установок.

Перспективным направлением в развитии энергетики области станет реализация проекта по строительству станции замещения Курская АЭС-2 с новым типом реакторов, отвечающих самым современным требованиям безопасности, обладающих более высокими сроками службы (60 лет против 45 лет) и установленной мощностью на 15% больше по сравнению с реакторами действующей АЭС.

К участию в строительстве будут активно привлекаться курские промышленные предприятия, проектные организации, научно-образовательные учреждения, что будет способствовать развитию промышленного производства области.

 

За отчетный период на Михайловском ГОКе реализована широкомасштабная программа повышения конкурентоспособности железорудного сырья. 

Перспективы развития добычи полезных ископаемых связаны                            с реализацией на предприятии инвестиционного проекта «Строительство технологического комплекса и объектов инфраструктуры обжиговой машины №3». Общая сумма инвестиций за счет собственных средств инвестора составит 15,4 млрд. рублей.

В результате реализации проекта мощность Михайловского ГОКа по производству окатышей возрастет в полтора раза (с 10 до 15 млн. тонн). Новые производственные мощности планируется ввести в эксплуатацию в конце 2014 года, выход на проектную мощность запланирован в 2015 году.                        В результате реализации проекта будет создано более 400 новых  рабочих мест.

С 2014 года в Курской области будет реализовываться государственная программа «Развитие промышленности в Курской области и повышение ее конкурентоспособности» на 2013 -2020 годы.

Приоритетом данной программы является создание условий по модернизации обрабатывающего комплекса региона, для развития высокотехнологичных производств, реализации инновационных проектов.

В целях дополнительного стимулирования развития промышленного производства, инновационной и инвестиционной деятельности в 2013 году принят Закон Курской области «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курской области».

 

Аграрный секторостается своего рода локомотивом эконо­мики области, формирующим продовольственную безопасность региона.

Результаты последних лет позволяют агропромышленному комплексу области не только сохранять положительную динамику производства основных видов продукции, но и укреплять экономику хозяйств.

На поддержку сельскохозяйственного производства области из бюджетов всех уровней за 2000-2013 годы было направлено более 18  млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета 15,2 млрд. рублей, из областного – 3 млрд. рублей.

Производство валовой продукции сельского хозяйства по итогам 2013 года составило около 90 млрд. рублей и увеличилось к уровню 2000 года в 6 раз.

Особое внимание уделялось привлечению инвестиций в агропромышленный комплекс области.

В аграрном секторе реализуется 22 соглашения с агропромышленными компаниями о сотрудничестве в сфере производства.

С 2001 года по настоящее время инвестиционными компаниями и холдингами в развитие сельского хозяйства вложено 160 млрд. рублей.

Динамичный рост урожайности и валовых сборов продукции растениеводства получен, в основном, за счет применения современных технологий, обновления машинно-тракторного парка.

За последние три года приобретено885 новых тракторов, 320 зерноуборочных и 43 кормоуборочных комбайнаи другой техники на сумму более 9 млрд. рублей; всего за 2000-2013 годы  на общую сумму более 27 млрд. рублей.

Для стабильного обеспечения сахарных заводов области свежеубранным сырьем  внедрена поточная технология уборки и заготовки сахарной свеклы.

Внедрена низкозатратная технология обработки почвы для выращивания сельскохозяйственных культур на площади более 1 млн. гектаров, что дало возможность успешно противостоять засушливым явлениям последних лет, создать наиболее благоприятные условия для получения высоких урожаев.

Освоен современный комплекс машин и оборудования для возделывания и уборки всех видов сельскохозяйственных культур. В результате их внедрения в среднем от 3 до 5 раз увеличилась производительность труда на целом ряде технологических операций в земледелии,  достигнута экономия горюче-смазочных материалов и средств на обслуживание этой техники.

По производству многих видов продукции сельского хозяйства и масштабам модернизации в агропромышленном комплексе в последние годы область вошла в число лучших регионов Центрального федерального округа, а по некоторым показателям - Российской Федерации.

Производство зерна  за период 2000-2013 годы увеличилось  в 2,5 раза. В 2013 году произведено 3,9 млн. тонн зерна (в первоначально оприходованном весе) при урожайности 39 центнера с гектара. Это самый высокий показатель за всю историю Курской области.

Производство сахарной свеклы за 13 лет возросло в 3,5 раза, урожайность повысиласьв 2 раза.В 2012 году, впервые за последние 20 лет, собран самый высокий урожай сахарной свеклы - 4,7 млн. тонн.

Курская область по производству зерна и сахарной свеклы в последние годы занимает лидирующие позиции в ЦФО.

За последние годы область стала крупным производителем масличных культур.  В 2013 году их производство составило около 470 тыс. тонн, в том числе подсолнечника 299 тыс. тонн. За 2000-2013 годы его производство возросло в 11 раз.

Рост объемов производства за счет применения новых технологий и сортов сельскохозяйственных культур, грамотного использования средств химизации, целенаправленного технического переоснащения позволили обеспечить уровень рентабельности отрасли растениеводства до 30 процентов.

В центре внимания Администрации области комплексное решение задачи развития животноводства.

Начиная с 2006 года и по настоящее время,  24 сельскохозяйственных предприятия в 20 районах реализовали крупные инвестиционные проекты по реконструкции и новому строительству животноводческих комплексов. Объем  инвестиций составил около 55 млрд. рублей. Построено 79 производственных площадок,  из которых 67 мясные и 12 молочные. Это позволило создать в отрасли дополнительно около 4,5 тысяч новых рабочих мест со средней заработной платой более 20 тысяч рублей в месяц.

Производство мяса хозяйствами всех категорий за период с 2006 года по 2013 год возросло в 2,6 раза, в то время как за период с 2000 по 2005 год производство оставалось практически на одном уровне.

Современные подходы к технологическим процессам на свинокомплексах, внедрение прогрессивных технологий, приобретение свиней у ведущих мировых генетических компаний позволили значительно нарастить  производство свинины, увеличить рентабельность производства. Благодаря построенным свиноводческим комплексам производство мяса свиней в 2013 году составило 170 тыс. тонн, что в 4,6 раза больше уровня 2000 года. По выращиванию свинины область впервые вошла в тройку лучших регионов ЦФО.

С учетом ввода в эксплуатацию птицеводческого комплекса ЗАО «Курский Агрохолдинг» значительно улучшилось положение с производством мяса птицы. Его удельный вес в общем объеме составляет 26 процентов.

За 2013 год птицефабриками области произведено 71,4 тыс. тонн мяса птицы, что в 3 раза больше уровня 2012 года. В сентябре 2013 года в ООО «Ястребовское» Мантуровского района введена в эксплуатацию ферма по производству мяса индеек мощностью 1350 тонн в год.

По производству молока в 2013 году область заняла 4 место среди 17 областей ЦФО (2000 год – 7 место).

С целью повышения эффективности производства молока и инвестиционной привлекательности отрасли приняты меры по стимулированию молочного животноводства.

Введена система кредитования  на основе субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями АПК по сезонному кредитованию и  инвестиционным кредитам сроком до 10 лет, что сделала кредитные ресурсы банков  более доступными для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Благодаря мерам, принимаемым Администрацией Курской области  по развитию агропромышленного комплекса области, среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве в 2013 году составила 18,2 тыс. рублей, с ростом к уровню 2000 года в 21,6 раза.

Перед АПК области в 2014 году стоит задача не только закрепить достигнутое, но и планомерно наращивать сельскохозяйственное производство, работать над повышением качества выращенной продукции.

Базовыми показателями развития  агропромышленного комплекса 2014 года должны стать: валовой сбор зерна не менее 4 млн. тонн, сахарной свеклы не менее 4 млн. тонн; повышение валового надоя молока до 400 тыс. тонн; производство мяса  не менее 300 тыс. тонн.

Достижение таких показателей невозможно без инфраструктурных преобразований на селе.

Приоритетами Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий.

Мероприятия Программы направлены на главное – сделать жизнь на селе привлекательной для людей, чтобы селяне, молодые кадры почувствовали заботу государства и ощутили потребность жить, работать и созидать на земле.

 

Серьезное внимание уделяется развитиюмалого и среднего предпринимательства.

За прошедшие 13 лет объем финансирования в этот сегмент экономики увеличился в разы - с 1,5 млн. рублей в 2001 году до 167,0 млн. рублей в 2013 году; за три последних года – в 1,9 раза.

Значительный вклад в развитие малого и среднего бизнеса вносят гарантийный фонд и фонд микрофинансирования. Их емкость превышает 100,0 млн. рублей.

Вдвое увеличилась количество хозяйствующих субъектов, в два раза возросла  занятых в этом сегменте, в 10 раз увеличился объем налоговых поступлений от применения специальных режимов налогообложения.

Доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте возросла  с 6 % в 2001 году до 13 % в 2013 году (по оценке). Задача на перспективу – увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в производство валового регионального продукта.

Изменилась структура малого и среднего предпринимательства: на треть уменьшилась составляющая торговли – с 80 % в 2001 году до 53 % в 2013 году; значительно (в 3 раза) увеличилась  доля реального сектора экономики - с 11 %  в 2001 году до 35 % в 2013 году.

В среднем за год открывается более тысячи новых хозяйствующих субъектов, которыми ежегодно создается свыше трех тысяч новых рабочих мест.

Постоянно проводится работа по снижению административных барьеров. Действует Совет по содействию развитию малого и среднего предпринимательства, которым регулярно рассматриваются проблемные вопросы, сдерживающие развитие предпринимательства.

Работа по развитию предпринимательства охватывает целый ряд направлений и может быть эффективной только при условии координации  усилий всех органов власти, не только областных и федеральных, но, в первую очередь, органов местного самоуправления.

Однако на сегодня наблюдается слабая заинтересованность органов местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства. В то же время, именно на местах имеется наиболее точное представление о потребностях муниципалитета, потенциале бизнеса, что позволяет более полно использовать кадры и инфраструктуру территории.

 

Обеспечение роста объемов производства в сельском хозяйстве и в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в пищевой и перерабатывающей, рост денежных доходов населения способствовали  активному развитию потребительского рынка Курской области. 

За 2000 - 2013 годы оборот розничной торговли  увеличился  в  3,1 раза, за последние три года увеличился на 25,4 %.

За 2000 - 2013 годы открыто и реконструировано свыше 2 тысяч предприятий потребительского рынка, создано около 20 тысяч рабочих мест.  При этом свыше 600 объектов открыто и реконструировано за последние три года. Продолжается открытие сетевых предприятий  торговли, в том числе «шаговой доступности» и «экономкласса», которые предлагают широкий ассортимент разнообразных товаров и обеспечивают комфортные условия для потребителей.

Индекс потребительских цен в Курской области за 2013 год являлся минимальным среди всех областей ЦФО (105,9 %).

Необходимо отметить, что на протяжении 2013 года Курская область занимала лидирующую позицию среди субъектов Центрального федерального округа и по стоимости минимального набора продуктов питания (она у нас самая низкая).

В перспективе развитие потребительского рынка товаров и услуг предусматривается как за счет равномерного размещения предприятий торговли на территории области для приближения их к потребителю, так и за счет создания магазинов социальной направленности.

 

В последние годы заметно улучшилась ситуация на рынке труда.

Уровень безработицы сократился с 1,9 % в 2009 году (пик безработицы) до 1,0 % в 2013 году; напряженность на рынке труда снизилась с 5,8 человека на одну заявленную вакансию до 1,3 человек. Это стало возможным благодаря  эффективной реализации программ по поддержке безработных граждан, созданию новых производств и новых рабочих мест на вновь вводимых предприятиях.

За три последних года в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, образовании и на потребительском рынке создано 13691 новое современное рабочее место.

 

Для Курской области, как приграничного региона, развитие внешнеэкономических связей является одним из приоритетных направлений деятельности Администрации Курской области.

Международные связи Курской области сегодня охватывают все страны СНГ и более 70 государств дальнего зарубежья. Внешнеэкономическую деятельность осуществляют более 250 предприятий и организаций области. Внешнеторговый оборот Курской области за 13 лет возрос в 5,3 раза, в том числе экспорт – в 7 раз, импорт – в 4 раза.

         Ведущими экспортерами области можно назвать акционерные общества «Михай­ловский ГОК», «Курскрезинотехника», «Конти - РУС», «Фармстандарт-Лексредства», «Кореневский завод низковольтной аппаратуры», а также ООО «Курскхимволокно», «Бел-Поль», «Курский электроаппаратный завод», «ИСточник Тока Курский».

 

И как итог деятельности всех субъектов экономики и социальной сферы -  валовой региональный продукт  за 2001-2013 годы вырос в 1,8 раза (по оценке); по оценке последних трех лет - на 17,7 %.

 

Хотелось бы остановиться на некоторых цифрах, которые характеризуют положительную динамику уровня жизни и благосостояния курян.

Среднемесячные денежные доходы на душу населения с 2000 года возросли в 14 раз и по итогам 2013 года составили 20654 рубля.

В настоящее время денежные доходы населения в 3,4 раза превышают величину прожиточного минимума (в 2000 году - в 1,8 раза).

Средняя заработная плата одного работающего в целом по области по оценке 2013 года ожидается на уровне  20940 рублей, с ростом к  2000 году в 14,4 раза.

Во многом, переломным с точки зрения оплаты труда, стал 2012 год. Выросли зарплаты работников бюджетной сферы.

Реализация мероприятий программы модернизации здравоохранения обеспечила увеличение заработной платы в целом по отрасли на 47,5 %, в том числе  врачам - на 57 %, средним медицинским работникам - на 44 %.

В  2013 году  заработная плата врачей составляла 29534 рубля, среднего медицинского персонала  - 16700 рублей, с ростом к 2012 году, соответственно, на 22,9 %  и 29,5%.

Средняя заработная плата у педагогических работников учреждений общего образования возросла на 21,7 %  и составила 21160 рублей;  у  работников учреждений дошкольного образования, соответственно, в 1,6  раза и 17048 рублей; у педагогических работников учреждений дополнительного образования детей –  в 1,6 раза и 16824 рубля; у педагогических работников учреждений начального профессионального образования - на 26,2 % и 19656 рублей; среднего профессионального образования – на 26,7 % и 19834 рубля; у профессорско-преподавательского состава учреждения высшего профессионального образования – в 2 раза и  23297 рублей.

Заработная плата работников областных государственных и муниципальных учреждений культуры  составила 12378 рублей, с ростом к 2012 году в 1,5 раза;  социальных работников учреждений социального обслуживания, соответственно, 10500 рублей и в 1,5 раза.

Дальнейшее увеличение зарплаты работников бюджетных учреждений будет осуществляться в рамках Указа Президента  и, конечно, зависеть от квалификации специалистов и качества оказываемых услуг. Все мы должны понимать: новая зарплата предполагает новое качество работы.

 

Безусловно, успешная реализация всех намеченных планов и проектов зависит от сбалансированной бюджетной политики.

Положительная динамика в ключевых секторах экономики области способствовала обеспечению наполняемости доходной базы бюджета области. Доходы консолидированного бюджета Курской области, поступившие в 2013 году, составили 47 млрд. 182 млн. рублей и увеличились в 10,6 раза к 2000 году.

Налоговые и неналоговые доходы выросли в 9,2 раза к 2000 году и составили в 2013 году 35 млрд. 283 млн. рублей.

В результате тесного взаимодействия Администрации Курской области с федеральными структурами поступление финансовой помощи из федерального бюджета увеличилось в 19,4 раза к 2000 году и составило в 2013 году 12 млрд. 005 млн. рублей.

Расходы консолидированного бюджета в 2013 году составили 49 млрд. 355 млн. рублей, что в 9,1 раза выше уровня расходов, произведенных в 2000 году.

Из года в год в области совершенствуется система межбюджетных отношений. Создана новая методика организации межбюджетных отношений, основанная на технологиях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. С 2012 года ответственность за сбалансированность бюджетов поселений и развитие территорий района возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов.

Финансовая помощь местным бюджетам остается одним из приоритетных направлений расходов областного бюджета. В 2013 году (оперативные данные) эти расходы составил 12 млрд. 473 млн. рублей, что выше уровня 2000 года в 14,9 раза.

При формировании объемов финансовой помощи местным бюджетам из областного бюджета ставится задача по обеспечению равных возможностей органов местного самоуправления по исполнению собственных расходных полномочий и повышению заинтересованности муниципальных образований в укреплении собственной доходной базы.

Начиная с 2012 года, начался глобальный переход к программно-целевому методуформирования и исполнения областного бюджета. Объем расходов, осуществляемых в рамках областных и ведомственных целевых программ, составил 50,9 %; в 2013 году - уже 53,8 %, притом, что в 2011 году в рамках программ формировалось только 23,9 %, а в 2002 году - эта доля не доходила и до 1 % от расходов областного бюджета.

На 2014-2016 годы впервые расходы областного бюджета сформированы в рамках 25 государственных программ Курской области, с учетом требований бюджетного законодательства. В 2014 году в рамках программного метода будет осуществляться 95,2 % всех расходов, в 2015 году - 97,4 %, в 2016 году - 97,7 %.

Внедрение программного бюджета - это не просто экономический и технический процесс, это новая модель государственного управления, устанавливающая цели и приоритеты экономического развития и направляющая финансовые средства на достижение конкретных общественно значимых результатов.

Эффективность проводимой в нашем регионе бюджетной политики подтверждается Министерством финансов Российской Федерации оценкой качества управления региональными финансами.

По итогам 2012 года 23 субъектам РФ присвоена высокая степень качества управления региональными финансами, в их числе и Курская область. Из наших соседей такую оценку получили только Липецкая и Брянская области.

 

Несколько слов о сотрудничестве исполнительной власти области с обществом и общественными организациями.

На начало 2014 года на территории  области зарегистрировано 2016 некоммерческих организаций,в том числе 518 профсоюзных организаций, 105 - организаций инвалидов и ветеранов, 60 - молодежных и детских организаций,90- спортивных, 16 - правозащитных, 10 - общественных организаций, сформированных по национальному признаку, 331 религиозная организация 15-ти конфессий, 53 - региональных отделений политических партий.

Все общественно-политические процессы, решение наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения защиты прав и свобод граждан, демократических принципов развития гражданского общества проходят с участием общественных объединений, с учетом их мнений и позиций.

С 2005 года осуществляет свою работу Общественная палата Курской области. При органах исполнительной власти Курской области созданы 33 общественных совета.

С 2008 года в области  действует закон «О государственной поддержке общественных  объединений   в  Курской  области»,   в  соответствии  с которым ежегодно проводится областной конкурс проектов общественно-полезных программ. На реализацию проектов и программ общественных объединений - победителей конкурса в 2013 году из областного бюджета выделено 2 млн. рублей.

Один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день -реализация государственной национальной политики в регионе.

В целях взаимодействия с национальными общинами и религиозными конфессиями по сохранению стабильной и контролируемой этнополитической ситуации на территории области  сформирована рабочая группа по вопросам гармонизации межэтнических отношений.

При Губернаторе Курской области работает Совет по делам ветеранов и инвалидов.

Налажено конструктивное взаимодействие с казачьими формированиями Курской области. В регионе в 2009 году создана  рабочая группа по делам казачества Курской области.

Региональная политическая системасегодня состоит из  множества различных политических групп. Если на 1 января 2013 года было зарегистрировано 26 новых региональных отделений политических партий, то на 30 декабря –53.

Фактор многопартийности оказывает прямое серьезное влияние на социально-политическую и экономическую ситуацию в области и формирует региональный общественно-политический климат. При этом в регионе развивается достаточно конструктивный диалог между основными политическими силами. В этом взаимодействии наибольшей активностью отличаются региональные отделения партий «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». Фракции этих партий эффективно работают в Курской областной Думе, Курском городском Собрании.

Администрацией Курской области реализован ряд мер, направленных на повышение открытости органов государственной власти для общества, среди них - проект «Доверие», который реализуется с середины 2012 года.  В рамках проекта посредством сети Интернет состоялось более 120 онлайн-трансляцийзаседаний областных комиссий, штабов, координационных советов, коллегий областных отраслевых комитетов по различным вопросам и зафиксировано около 8000 просмотров.

 

Решение масштабных задач по повышению уровня и  качества жизни курян невозможно без дальнейшего совершенствования работы по улучшению предпринимательского климата в регионе.

Создание максимально благоприятных условий для ведения бизнеса – одно из главных условий развития регионального предпринимательства и привлечения в область новых инвесторов для реализации ими инвестиционных проектов. А это – новые рабочие места с достойной заработной платой, инновационные технологии, стабильные поступления налогов в областной бюджет и возможность расширения социальных гарантий населению.

Администрация Курской области в ближайшей перспективе планирует сконцентрировать свои усилия на реализации ряда направлений по привлечению инвесторов.

В настоящее время уже реализуется около 60 Соглашений с инвесторами, собственниками предприятий в различных направлениях деятельности.

Ежегодно растут объемы инвестиций, направляемых в развитие  экономики и социальной сферы области.  За 13 лет объем инвестиций в основной капитал возрос в 3 раза, освоено за этот период почти 440,0 млрд. рублей.  В  2011-2013 годах  освоено 186,5 млрд. рублей, в том числе в 2013 году – 65,0 млрд. рублей (по оценке). За три года объемы инвестиций возросли на 15,4 %.

Мы надеемся, что и в дальнейшем сохранится положительная тенденция объемов инвестиций, в том числе и за счет того, что с этого года начинается строительство станции замещения Курской АЭС-2, на что требуется около 400,0 млрд. рублей, а это серьезные инвестиции.

Следует отметить, что по результатам исследований, опубликованным в декабре 2013 года рейтинговым  агентством «Эксперт РА», Курская область занимает по инвестиционному потенциалу – 37 место среди субъектов Российской Федерации, по инвестиционному риску – 13 место, переместившись с 41 места (единственная область в стране с такой динамикой роста).

Мы приступили к реальной работе по созданию в области промышленных парков. Определён земельный участок, расположенный в непосредственной близости от города Курска, обеспеченный основными объектами транспортной инфраструктуры. Будет разработана концепция промышленного парка, обоснованы основные направления развития  инфраструктуры, развёрнута работа по продвижению информации о нём в сети Интернет с целью привлечения инвесторов для строительства на территории парка новых промышленных предприятий. Всю основную работу по созданию парка возьмёт на себя ОАО «Агентство по привлечению инвестиций Курской области», которое будет работать с инвесторами по принципу «одного окна».

В области создана законодательная база, гарантирующая инвесторам защиту вложенных в область инвестиций, и государственную поддержку в различных формах. Мы регулярно актуализируем законодательство с целью его совершенствования и расширения форм поддержки инвесторов.

За 2011-2013 годы за счет средств областного бюджета  выплачено субсидий инвесторам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов,  почти 60,0 млн. рублей.

В 2012 году комиссией по оценке эффективности инвестиционных проектов рассмотрен вопрос о вхождении в режим наибольшего благоприятствования двух предприятий региона ОАО «Фармстандарт-Лексредства» и ОАО «Курскмедстекло». Предприятия реализовали крупные инвестиционные проекты и получили право на получение льготы по налогу на имущество организаций в части вновь созданного имущества.

Принят закон Курской области «Об инвестиционном фонде Курской области», на формирование которого в 2014 году в областном бюджете предусмотрено  20,0 млн. рублей. Это позволит расширить возможности инвесторов в реализации инвестиционных проектов, требующих создания дорогостоящих объектов инфраструктуры.

Наличие необходимой для инвесторов инфраструктуры, гарантии защиты инвестиций являются, в числе других 15 направлений,  требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, который мы внедряем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации.

Реализуя направления Стандарта, мы стремимся к максимальной открытости для инвесторов, российских и зарубежных партнёров, общественных организаций и всех, кто заинтересован в развитии Курской области.

Действует инвестиционный портал Курской области, на котором размещена интерактивная инвестиционная карта с подробной информацией о потенциале области и всех муниципальных районов. У любого предпринимателя есть возможность обратиться к руководителям области через сайт Администрации области и получить квалифицированный ответ.

На качественно новом уровне будет организована работа по подготовке специалистов, востребованных современным производством и высоким уровнем технологий. Необходимо повышать престиж рабочих профессий, необходимых и в городе, и на селе.

Мы ставим перед собой масштабные задачи и готовы к их решению при поддержке бизнеса, федеральных структур, и, главное, жителей Курской области.