Написать сообщение

Новости

24 Мая 2019

Фестиваль "Соловьиная трель"

Под Курском пройдет фестиваль авторской песни «Соловьиная трель»

Традиционный XXXII Международный фестиваль авторской песни «Соловьиная трель», посвященный 95-летию со дня рождения Булата Окуджавы, состоится с 31 мая по 2 июня в п. Дичня в урочище Рахоль. Ожидается, что мероприятия фестиваля посетят свыше 10 тыс. гостей и участников из России, Белоруссии, Украины, Польши, Чехии и Израиля.
24 Мая 2019

ВНИМАНИЮ УЧАСТНИКОВ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА!

24 Мая 2019

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ

24 Мая 2019

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСКОГО ОТДЫХА

24 Мая 2019

КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ЦИФРОВУЮ ПРИСТАВКУ

23 Мая 2019

"ПРАВО ЖИТЬ"

23 Мая 2019

27 мая - Общероссийский день библиотек

23 Мая 2019

«Проводники культуры»

23 Мая 2019

«Чистота начинается с себя»

23 Мая 2019

26 мая - День российского предпринимательства


Дорогой мужества и победы в годы Великой Отечественной войны была названа железная дорога «Ржава –Старый Оскол». Историко–мемориальный музей «Командный пункт Воронежского фронта» имеет прямое отношение к дороге «Ржава – Старый Оскол». Ведь именно по просьбе Военного Совета Воронежского фронта Государственным Комитетом Обороны принималось решение о строительстве этой дороги. На Курском выступе к весне 1943 года в сторону фронта шла всего одна ж.д. ветка «Касторное – Курск». Линия обеспечивала пять армий Центрального фронта и три армии Воронежского фронта. Такое положение осложняло снабжение войск, особенно частей и соединений Воронежского фронта, который вообще не имел своих коммуникаций. Для сооружения новой железнодорожной линии был установлен срок 2 месяца – с 15 июня по 15 августа.
Строительство пришлось начинать с нуля. Рельеф местности был незнаком. Проекта не существовало. Где взять материалы - неизвестно. А предстояло выполнить все работы в очень короткий срок. Необходимо  было разработать около миллиона кубометров грунта, возвести 52 моста, 164 км. главных и стационарных путей. При этом не хватало рельс, шпал, креплений, столбов для линий связи. Уже 17 июня на строительстве железнодорожной линии было сосредоточено 25 тысяч человек, в основном, это были женщины и подростки. Вместе с трудящимися области работали на строительстве и железнодорожные бригады и военные спецформирования. Каждый район выделял колонну из 650 -1000  рабочих во главе с секретарями партии. Среди этих колонн была и Пристенская колонна. Формированием колонны занимались 2-й секретарь Райкома партии И.П.Громов и 1-й секретарь Райкома комсомола М.Ф.Богомазова. За сутки они сформировали колонну из 850 человек. Пристенской колонне определили участок работы от станции Сараевка до станции Сазановка – это 17 км сложного профиля. Носилки, лопаты, кирки - вот основной рабочий инвентарь... Люди  раскапывали лопатами холмы высотой до 400 метров.
Работали добровольно, перевыполняя суточную норму в 2, 3 раза. В своих воспоминаниях ветераны –строители дороги вспоминали, что спать приходилось 2- 3 часа в сутки, не уходя с участка. Не хватало носилок, землю носили в мешках, а то и в фартуках. Но не только землю носили, приходилось женщинам вместе с солдатами разносить  шпалы и укладывать рельсы на полотно дороги.
Работали полуголодные. Норма хлеба была 400 гр., 50 гр. крупы и чайная ложка сахара в сутки.
Ладони в кровавых мозолях, но со своего участка никто не уходил, работали за двоих, за троих, сдавая по три километра готового пути в день.
 Рядом со взрослыми все тяготы работы и быта переносили и юные участники строительства. В Прохоровской, Чернянской, Пристенской и других колонах трудились подростки 14 лет. Они наравне со взрослыми работали с рассвета и дотемна. В основном, подростки трудились на строительстве насыпи. Почти вся работа делалась вручную: лопатами долбили землю, на носилках переносили ее, утрамбовывали специальными приспособлениями, сделанными из бревен. Были случаи, когда дорога шла через болотистые участки, тогда объем работы увеличивался. Работали иногда по 2 смены подряд. Не раз во время работы в районе строящейся дороги показывались немецкие самолеты. Они  обстреливали находящихся на насыпи людей, но даже в таких условиях никто не бросал работу, временно прятались в укрытии и снова принимались за работу.
Желание построить дорогу, столь нужную для фронта, было таким сильным, что никто не жаловался на трудности.
19 июля 1943 года, почти на месяц раньше срока, железная дорога «Ржава-Старый Оскол», протяженностью 95 км, построенная за 32 дня, начала свою работу. На Воронежский фронт пошли поезда с артиллерией, танками, боеприпасами, продовольствием. Задание Государственного Комитета Обороны было выполнено.
С тех пор прошло  70 лет. Давно зарубцевались раны, нанесенные войной. Теперь по дороге между Ржавой и Старым Осколом  идут совершенно мирные поезда. Но дорога не изменилась, только вместо паровозов вагоны сегодня тянут тепловозы. Проходит время. Все дальше от нас события военных лет. Но мы не должны, не имеем права забывать, что именно они - женщины, дети военного времени, не указанные в правительственных сводках, не отмеченные высокими наградами - своими руками, своим трудом помогли одержать победу в одном из важнейших сражений Великой Отечественной. В память о трудовом подвиге строителей  железной дороги  «Ржава – Старый Оскол» строится часовня, где будут высечены имена людей, которые навечно должны остаться в памяти народа.