Конечно, каждый из нас хоть раз в жизни встречал цыган. Ярко одетые, порой назойливые, они живут рядом с нами. Но что же мы о них знаем? Как правило, это небогатые многодетные семьи. Историки сходятся во мнении, что цыгане начали свой долгий путь в Европу с северо-запада Индии где-то между III и VII веками нашей эры. Причины этой массовой миграции были те же, что заставляют людей искать лучшей доли в других странах сегодня. Цыганские “гастарбайтеры” находили работу в сельском хозяйстве, записывались наемниками в армию, стражами при дворцах и счетоводами. Уже тогда особенно ценились цыганские музыканты.
Согласно распространенной среди историков теории, именно в Персии покинувшие Индию племена начали вступать в браки между собой и положили начало новому народу. Некоторые представители этого нового народа так и остались на Ближнем Востоке. Однако большинство цыган продолжили путь в Европу. В России с цыганами обращались лучше, чем в большинстве стран Европы. Им не возбранялось вести кочевой или полукочевой образ жизни, при условии, что они исправно платили налоги и подати. В XVIII веке у многих помещиков были женские и мужские цыганские хоры, участники которых впоследствии переехали в Москву и Петербург и положили там начало знаменитым музыкальным династиям.
Когда именно цыгане появились на курской земле, достоверно узнать нельзя. В первой половине XIX века курские учёные делали предположения, что случилось это не раньше XV века, после победы над Татарским игом.
Также учёные сделали вывод: цыгане пришли на здешние территории одновременно с малороссами — представителями юго-западной группы восточных славян — и во всём подражали последним! Так, мужчины старались одеваться, стричься и брить волосы, как украинцы и поляки, а женщины перенимали их быт: пряли, шили бельё и «вышивали красною бумагою рушники». Переняли цыгане и религию.
Жили цыгане преимущественно в Обоянском, Суджанском и Курском уездах, а также в Белгородском, Путивльском, Корочанском, Старо-Оскольском и Грайворонском, которые тогда относились к Курской губернии. Жили, правда, непостоянно.
Цыгане были одним из главных украшений Коренской ярмарки. В панские ряды их не пускали — их вотчиной была противоположная часть ярмарки, где шёл конский торг. Табор разбивался прямо у стен гостиничного здания — постояльцам нравились песни и пляски, за которые они готовы были платить.